Число коронавирусных случаев пока в мире все еще растет.Однако, несмотря на это, ведущий мировой эксперт в области здравоохранения говорит, что еще не поздно сдержать вирус.
" есть возможность контролировать их - встать на вершину, сдержать их и предотвратить множество болезней и, в конечном счете, смерть", - говорит д-р Брюс Эйлвард, старший советник Генерального директора Всемирной организации здравоохранения.
В феврале от имени Всемирной организации здравоохранения Айлвард возглавил ознакомительную поездку в Китай.
"Они фактически изменили ход респираторной вспышки без вакцины, что было экстраординарным", - говорит Айлвард. Количество новых случаев заболевания в Китае возросло с 2000 всего несколько недель назад до менее чем 100 в последние дни.
Но Айлвард говорит, что другие страны могут взять неправильный урок из Китая, приписывая его успеху беспрецедентные ограничения на повседневную жизнь правительства в нескольких городах, наиболее известный Ухань, город 11 миллионов человек, где вспышка началась. Там правительство приостановило перевозку людей из города и по большей части потребовало, чтобы люди оставались в своих домах - при этом были разрешены лишь кратковременные выезды, чтобы запастись продуктами питания и другими предметами снабжения.
"В Китае 31 провинция, тысячи городов", - отмечает Айлвард.. В подавляющем большинстве из них они... действительно вернулись к основам общественного здравоохранения".
Они включали в себя обеспечение достаточного потенциала тестирования для быстрого выявления случаев, изоляцию инфицированных пациентов, отслеживание всех, кто вступал с ними в контакт, и, при необходимости, помещение этих контактов в карантинные учреждения, чтобы они не заразились от больного человека и не распространили болезнь дальше. Кроме того, в местах, где появляются группы больных, власти запрещают проводить массовые собрания.
"Так они прекратили это в районах с населением более 1,3 миллиарда человек", - говорит Айлвард. "Мы провели две недели на земле, просматривая данные". В каждой другой провинции [за пределами Хубэя, где находится Ухань] были сотни, если не тысячи случаев, не отличающихся от ситуации, которую вы видите в европейских странах или в США. Это огромные провинции с десятками и даже сотнями миллионов человек".
Короче говоря, Айлвард говорит, что "это не было блокировкой везде. Это неправильный способ изобразить подход Китая к этой болезни. И это приводит к некоторой фундаментальной путанице и неспособности делать правильные вещи".
Является ли решение Италии ввести жесткие ограничения, похожие на блокировку, в обширных полосах ее северного региона правильным подходом?
Эйлвард говорит, что он не хочет комментировать решение Италии, потому что он не знаком с эпидемиологическими данными в этой стране. "Одна из проблем, которая сейчас стоит перед Италией, это просто количество данных", - говорит он. "Они так быстро бегут, чтобы наверстать упущенное, что трудно понять, что движет передачей". Потому что это то, что вы хотите использовать для управления вашей стратегией - то, что вы отменяете, что вы приостанавливаете и т.д. Она должна управляться тем, как вирус движется".
Тем не менее, Айлвард говорит, что действительно есть порог, когда становится необходимо ввести серьезные ограничения на передвижение. Это происходит, когда существует существенная "передача на уровне сообщества, где она распространяется во многих, многих различных средах, вы даже не можете дифференцировать кластеры". Вот что произошло в Ухане.
Но даже в этих случаях, говоритАйлвард, очень важно не полагаться на ограничения передвижения как на единственное средство. Органы здравоохранения должны быть готовы к восстановлению в случаях, когда ограничения на передвижение отменяются и случаи начинают повторяться".
Когда я разговариваю с губернаторами провинций [в Китае], мэры городов спрашивают их: "Что вы делаете сейчас?" - они говорят: "Мы строим койки для изоляции, и мы покупаем вентиляторы, чтобы помочь заботиться об очень больных", - говоритАйлвард.. "И самое интересное... вы видите падающую болезнь в этих огромных провинциях Китая, и они наращивают потенциал".
Тем временем, добавляет он, в Европе и США власти все еще пытались справиться с гораздо меньшим количеством случаев. "Я имею в виду, что это совершенно другая готовность должным образом подготовиться."
Как задержки в тестировании на коронавирусы повлияли на способность США подготовиться?
"Ну, это усложняет вашу реакцию", - говорит Эйлвард. Но он говорит: "Мы там, где мы есть". ... Главное - смотреть вперёд. Вы видели этой болезни потенциал распространения в течение нескольких недель, и вам нужны планы, чтобы иметь возможность изолировать десятки, если не сотни, людей, чтобы иметь возможность проследить ... много, много контактов. И вы должны быть в состоянии проверить".
Даже если невозможно полностью остановить распространение, он говорит: "Вы все равно можете замедлить его и защитить уязвимые группы населения, а также ограничить объем ущерба, который может нанести эта болезнь".
Но планирование и мышление происходило на многих уровнях бюрократии. Знания и ощущение срочности в отношении опасности, по-видимому, никогда не получали достаточного внимания на самом высоком уровне исполнительной власти или со стороны Конгресса, оставляя нацию с дефицитом финансирования, нехваткой оборудования и дезорганизованностью внутри и между различными ветвями и уровнями власти.