Найти в Дзене
Крестоносец .

Законно ли требование "не более 100 метров от дома"?

Будет много текста, без картинок. Но это законодательство, иначе не получится. Иначе читайте всяких начальников главных контрольных управлений.

Основным документом определяющим сегодняшний порядок в Москве (в других местах все, я думаю, аналогично) является Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (с изменениями и дополнениями).

Примем юридическое понимание Указа мэра Москвы равным указам президента Российской Федерации, в пределах региона естественно. Это значит, что

«Указы и распоряжения (акты) президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции Российской Федерации и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами

Данный указ от 5 марта 2020 г. N 12-УМ является подзаконным актом Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

И казалось бы , новая редакция от 01.04.2020 даем указу мэра зеленый свет, т. к. статья 11 данного закона гласит:

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;

Но это только кажется потому как, в п. у указанные правила не представлены. Зато они представлены в ст.10 того же ФЗ.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Российской Федерации:

а.2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

А правила эти гласят:

3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица);

в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.

Более того, п.10 Ст 4.1 того же закона гласит:

10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Т.е. прямо запрещает ограничивать права и свободы человека.

К тому же 184 ФЗ от 06.10.1999 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в ст.3 говорит

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

чем ставит точку в законности любой отсебятины.

Ограничивать права и свободы граждан в формулировке Указа Мэра "обязать граждан не покидать места проживания"( а это либо домашний арест, либо суд), согласно закону может либо суд либо врач.

Рассмотрим права и обязанности главного санитарного врача.(далее – ГСВ) Это ст 51 №52-ФЗ от 30.03.1999.

Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей, а именно п.6. и п.8

6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

Как видим закон позволяет только мотивированные постановления и только в отношении определенных групп граждан. С организациями иначе.

8) вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в органы по сертификации о приостановлении или прекращении действия выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям;

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

Представляет интерес

п. в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

смотрим на правила ГСВ в этой ситуации. Это ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МР 3.1.0173-20

п.3.4 В четвертой фазе распространения без прослеживания эпидемиологической связи (дополнительно к мерам в третьей фазе)

3.4.2. В городе (в населенном пункте):

- усиление режима ограничений (карантина): закрытие всех торговых точек, кроме продовольственных магазинов;

- режим "домашней изоляции" для всех, кроме определенных групп сотрудников;

- введение карантина (решением органов исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных органов Роспотребнадзора.

А вот здесь хитровывернутая ситуация. Формально методические рекомендации не являются юридически обязывающим документом, поэтому написать в них можно очень многое. И закон они заменить ну никак не могут. Поэтому, сейчас поясню нормальным языком, что написал ГСВ.

Для понимания ситуации посмотрим, что представляет из себя такая структура как Роспотребнадзор.

Для начала - полномочия этой организации:

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (ПП РФ №322 от 30.07.2004)

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;

Наш – это 5.1.1

Статья 44. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор №52-ФЗ от 30.03.1999

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Итак, Роспотребнадзор.- надзорная структура ( из названия даже) и никаких действий, входящих в круг обязанностей ГСВ, а равно и других органов управления, она производить не может. Она может и должна контролировать выполнение п.8 ст 51 №52-ФЗ от 30.03.1999. о внесении предложения ГСВ в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).

Во фразе Методических Указаний ГСВ «введение карантина (решением органов исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных органов Роспотребнадзора» слово «предложение» - лукавое, конкретней – лживое.

Таким образом, поскольку закон не знает понятия «домашней изоляции», в четвертой фазе ГСВ должен вносить предложение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о введении карантина. Ибо иных возможностей ограничения прав и свобод граждан не по группам, а в целом у ГСВ нет. Роспотребнадзор же должен это выполнение этого предложения контролировать.

Таким образом, если наступила - четвертая фаза - масштабное неконтролируемое распространение инфекции, Мэр Москвы ОБЯЗАН снять режим повышенной готовности и ввести режим ЧС и карантином. Со всеми последствиями, которые этот карантин накладывает и на граждан, и на органы власти.

И вот тогда начнутся совсем другие песни про то, готов город к снятию ограничений или нет. Дорогое это удовольствие для Мэра - карантин.

В Москве нет режима ЧС, а есть режим повышенной готовности.

Таким, образом, п.12 указа мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ гласящий:

12. Обязать:

12.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания),...

законным считаться не может, так как противоречит ФЗ. Требования по выполнению этого пункта ведет к ответственности по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Также статья 3.18.1. Административный кодекс Москвы

ч.2 которой гласит:

«Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей

не может быть применена по формальным признакам ст.12 Указа, в виду их незаконности.

Особенно непонятно появление в статье понятия «необеспечение режима самоизоляции». Кто должен обеспечивать непонятно что, каким образом - нигде этого в законодательстве не указано. На данный момент понятие "режима самоизоляции" всякий волен трактовать как ему будет угодно. И не оспоришь.

Также стоит заметить, что речь идет именно об обеспечении, а не «нарушении» или «невыполнении.»

На базе написанного пострадавшим, наверное, можно обращаться в суд

Очень непонятна позиция молчания СК и прокуратуры по данному вопросу.

В заключении.

П. 5.1.9. полномочий Роспотребнадзора. (указаны выше)

Вопрос. Где инструкции по правилам ношения средств индивидуальной защиты? Одна маска на смену – это преступление перед здоровьем. Может вам заняться своим делом, а не истерическими визгами о поэтапном выходе? Этим пусть ГСВ занимается.