Будет много текста, без картинок. Но это законодательство, иначе не получится. Иначе читайте всяких начальников главных контрольных управлений.
Основным документом определяющим сегодняшний порядок в Москве (в других местах все, я думаю, аналогично) является Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (с изменениями и дополнениями).
Примем юридическое понимание Указа мэра Москвы равным указам президента Российской Федерации, в пределах региона естественно. Это значит, что
«Указы и распоряжения (акты) президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции Российской Федерации и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами.»
Данный указ от 5 марта 2020 г. N 12-УМ является подзаконным актом Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
И казалось бы , новая редакция от 01.04.2020 даем указу мэра зеленый свет, т. к. статья 11 данного закона гласит:
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;
Но это только кажется потому как, в п. у указанные правила не представлены. Зато они представлены в ст.10 того же ФЗ.
Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
а.2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
А правила эти гласят:
3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица);
в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;
д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.
Более того, п.10 Ст 4.1 того же закона гласит:
10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Т.е. прямо запрещает ограничивать права и свободы человека.
К тому же 184 ФЗ от 06.10.1999 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в ст.3 говорит
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
чем ставит точку в законности любой отсебятины.
Ограничивать права и свободы граждан в формулировке Указа Мэра "обязать граждан не покидать места проживания"( а это либо домашний арест, либо суд), согласно закону может либо суд либо врач.
Рассмотрим права и обязанности главного санитарного врача.(далее – ГСВ) Это ст 51 №52-ФЗ от 30.03.1999.
Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей, а именно п.6. и п.8
6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;
Как видим закон позволяет только мотивированные постановления и только в отношении определенных групп граждан. С организациями иначе.
8) вносить предложения:
в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в органы по сертификации о приостановлении или прекращении действия выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям;
работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.
Представляет интерес
п. в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);
смотрим на правила ГСВ в этой ситуации. Это ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МР 3.1.0173-20
п.3.4 В четвертой фазе распространения без прослеживания эпидемиологической связи (дополнительно к мерам в третьей фазе)
3.4.2. В городе (в населенном пункте):
- усиление режима ограничений (карантина): закрытие всех торговых точек, кроме продовольственных магазинов;
- режим "домашней изоляции" для всех, кроме определенных групп сотрудников;
- введение карантина (решением органов исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных органов Роспотребнадзора.
А вот здесь хитровывернутая ситуация. Формально методические рекомендации не являются юридически обязывающим документом, поэтому написать в них можно очень многое. И закон они заменить ну никак не могут. Поэтому, сейчас поясню нормальным языком, что написал ГСВ.
Для понимания ситуации посмотрим, что представляет из себя такая структура как Роспотребнадзор.
Для начала - полномочия этой организации:
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (ПП РФ №322 от 30.07.2004)
II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;
Наш – это 5.1.1
Статья 44. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор №52-ФЗ от 30.03.1999
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
Итак, Роспотребнадзор.- надзорная структура ( из названия даже) и никаких действий, входящих в круг обязанностей ГСВ, а равно и других органов управления, она производить не может. Она может и должна контролировать выполнение п.8 ст 51 №52-ФЗ от 30.03.1999. о внесении предложения ГСВ в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).
Во фразе Методических Указаний ГСВ «введение карантина (решением органов исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных органов Роспотребнадзора» слово «предложение» - лукавое, конкретней – лживое.
Таким образом, поскольку закон не знает понятия «домашней изоляции», в четвертой фазе ГСВ должен вносить предложение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о введении карантина. Ибо иных возможностей ограничения прав и свобод граждан не по группам, а в целом у ГСВ нет. Роспотребнадзор же должен это выполнение этого предложения контролировать.
Таким образом, если наступила - четвертая фаза - масштабное неконтролируемое распространение инфекции, Мэр Москвы ОБЯЗАН снять режим повышенной готовности и ввести режим ЧС и карантином. Со всеми последствиями, которые этот карантин накладывает и на граждан, и на органы власти.
И вот тогда начнутся совсем другие песни про то, готов город к снятию ограничений или нет. Дорогое это удовольствие для Мэра - карантин.
В Москве нет режима ЧС, а есть режим повышенной готовности.
Таким, образом, п.12 указа мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ гласящий:
12. Обязать:
12.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания),...
законным считаться не может, так как противоречит ФЗ. Требования по выполнению этого пункта ведет к ответственности по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
Также статья 3.18.1. Административный кодекс Москвы
ч.2 которой гласит:
«Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей
не может быть применена по формальным признакам ст.12 Указа, в виду их незаконности.
Особенно непонятно появление в статье понятия «необеспечение режима самоизоляции». Кто должен обеспечивать непонятно что, каким образом - нигде этого в законодательстве не указано. На данный момент понятие "режима самоизоляции" всякий волен трактовать как ему будет угодно. И не оспоришь.
Также стоит заметить, что речь идет именно об обеспечении, а не «нарушении» или «невыполнении.»
На базе написанного пострадавшим, наверное, можно обращаться в суд
Очень непонятна позиция молчания СК и прокуратуры по данному вопросу.
В заключении.
П. 5.1.9. полномочий Роспотребнадзора. (указаны выше)
Вопрос. Где инструкции по правилам ношения средств индивидуальной защиты? Одна маска на смену – это преступление перед здоровьем. Может вам заняться своим делом, а не истерическими визгами о поэтапном выходе? Этим пусть ГСВ занимается.