Успешный художник и преступник
Этот период жизни художника также знаменует его первые появления в криминальных архивах Рима. Он упоминается в свидетельских показаниях, данных в июле 1597 года парикмахером по имени Лука, в связи с мутным и, в конечном счёте, нераскрытым делом о пропавшем плаще и кинжале:
Этот художник - коренастый молодой человек с тонкой чёрной бородой, толстыми бровями и чёрными глазами, который ходит одетый во все чёрное, слегка изношенное нитками, выглядящий довольно неряшливо, с толстой головой, длинными волосами на лбу.
Лука, парикмахер
Караваджо, который носил черное не потому, что это было модно, а, вероятно, потому, что это позволило ему скрыться от обнаружения на неосвещенных улицах Рима ночью, будет арестован много раз в течение последующих лет. Сильный привкус гордого и едкого характера художника передают его собственные слова в суде после задержания 4 мая 1598 года за ношение оружия в общественном месте:
"Меня арестовали прошлой ночью... за то, что я носил с собой меч". Я ношу меч по праву, потому что я Художник кардинала дель Монте". Я на его службе и живу в его доме."
Караваджо
Немецкий гравёр и искусствовед Иоахим фон Сандрарт (1606-88) написал краткий рассказ о Караваджо в годы его пребывания в Риме, отметив, что он любил ходить "в компании своих юных друзей, в основном наглых, развязных парней - маляров и фехтовальщиков, - которые жили под девизом nec spe, nec metu, -"без надежды, без страха". "Среди его друзей были художники Орси, Миннити и Орацио Джентилески, а также архитектор Онорио Лонги, человек настолько горячий, что позже биограф охарактеризовал бы его как "голову, которая курила". Караваджо также связан с рядом римских куртизанок, в частности с Филлиде Меландрони, женщиной из Сиены, которая служила его моделью для ряда картин, написанных в конце 1590-х годов: Марта и Мария Магдалины; Иудит, обезглавившая Олоферна, в которой она увидела на шее тирана своим мечом в окружении, более напоминающем римский публичный дом, чем шатер ассирийского генерала, описанный в апокрифах; и призрачная святая Екатерина Александрийская, обнявшая меч собственной мученической смерти с нежностью ласки влюбленного.
Именно с этими работами, в которых он разместил священные фигуры в современной обстановке и в современной одежде, используя живую модель, поставленную перед ним, Караваджо усовершенствовал метод, который принесет ему и хорошую славу, и дурную славу. Он также начал в это время развивать свою характерную экстремальную технику кьяроскуро, затемняя его тени, чтобы получить резкие контрасты света и тьмы, метод, красноречиво описанный Беллори:
Он зашел так далеко в этом стиле, что никогда не показывал ни одной из своих фигурок при открытом дневном свете, а вместо этого нашел способ поместить их во тьму закрытой комнаты, поставив лампу высоко так, чтобы свет падал прямо вниз, раскрывая основную часть тела и оставляя остальное в тени.
Беллори
Ассоциация Караваджо со своей моделью для этих фотографий, Меландрони, возможно, была как личной, так и профессиональной. В то время в Риме работа моделью для художников была запрещена, поэтому нанимать девушку было удобным способом обойти законодательство. Караваджо был бы связан с рядом других девушек во время его пребывания в Риме, и есть косвенные доказательства того, что он действительно работал их покровителем в то время, когда он не рисовал для кардинала дель Монте или других его товарищей: договоренность, которая обеспечила бы ему бесплатные модели и случайные встречи по требованию, а также дополнительный доход. Ассоциация Караваджо с Меландрони, безусловно, подпитывала враждебность, которая развивалась бы в последующие годы с человеком по имени Рануччо Томассони. Томассони был покровителем Меландрони в те годы, когда она начала работать моделью для Караваджо и, возможно, возмущался связью художника с ней. В любом случае, треугольные отношения породили кипящий антагонизм между двумя мужчинами. Томассони был опасным человеком, чтобы иметь в качестве врага, с мощными связями в городе: один из его братьев, Джован Франческо, был капорионе, или территориальным командиром, района Кампо Марцио; другой, Алессандро, был удостоен чести быть похороненным в Пантеоне в Риме.
Рим: 1599-1606 гг.
Часовня Контарелли и другие церковные комиссии
23 июля 1599 г. Караваджо подписал контракт на роспись двух больших картин для боковых стен капеллы Контарелли Сан Луиджи деи Франсези, церкви французов в Риме. Заказ был обеспечен его покровителем кардиналом дель Монте, чьи связи с Медичи означали, что он имел тесные связи с французской общиной в Риме.
Продолжение следует...