В День Победы поговорим об одной из самых реалистичных книг про деятельность советской военной контрразведки.
Читается она не как беллетристика, а как полноценный интеллектульный роман. Это своего рода «Имя розы», только не про жизнь средневекового аббатства, а о повседневной работе сотрудников легендарного СМЕРШа.
Сразу скажем, читать её непросто. Наполовину этот довольно пухлый том состоит из оперативных документов, а наполовину — из мыслей и рассуждений главных героев. Именно поэтому, как и роман Умберто Эко, работу Богомолова оказалось чрезвычайно трудно экранизировать.
В норме подобный подход оттолкнул бы большинство читателей, но написанный в 70-х роман несмотря на особенности его сурового стиля по сей день остается одной из самых востребованных книг о буднях воинов Великой Отечественной.
Как же так получилось?
Во-первых, автор хорошо балансирует между документальностью и экшеном, постоянно удерживая внимание читателя и не давая ему заскучать.
Например, в самом начале книги супероперативник Таманцев в одиночку сталкивается в лесу с парой одичавших немецких солдат. Те явно не осознавали с кем связались и в итоге еле унесли от него ноги. За подобным подходом к раскрытию персонажей чрезвычайно интересно наблюдать.
Такого типа эпизоды, перемежаясь периодами нагнетания саспенса и интриги, позволяют нам максимально вовлечься в происходящее на страницах романа.
Во-вторых, в книге эксплуатируются знакомые и близкие темы, которые можно найти в любом успешном «производственном романе» (кстати, об этом жанре у нас тоже теперь есть статья).
Неловкость и стеснение перед лицом более успешных и опытных товарищей, желание справиться с сверхответственным заданием в условиях ограниченного времени, непонимание и взаимное недоверие, которое мешает выполнить работу максимально эффективно. Все это близко любому, кто хоть немного работал в коллективе.
В-третьих, роман буквально напичкан достоверными (или выглядящими абсолютно достоверными) деталями и нюансами работы розысковиков. А еще герои постоянно говорят на интригующем профессиональном сленге (Гребёнка не нужна! Бабушка приехала! В помощи не нуждаемся!). Да и речь остальных персонажей здесь очень живая и колоритная.
Все это не позволяет ни на секунду усомниться в том, что происходящее в романе когда-то имело место на самом деле. Это облегчает «вживание» читателя в шкуру персонажей. Например, здесь люди после ран погибают от заражения крови, а «простое» попадание пули в руку полностью выводит Лужнова из строя.
Под занавес скажем несколько слов о скандально известной экранизации 2001 года (реж. Михаил Пташук).
Увы перфекционисту-Богомолову (он был автором сценария) картина категорически не понравилась и он даже потребовал снять свое имя из титров.
Дело тут и в мутных финансовых схемах при работе над фильмом (об этом много писали СМИ), и об автомобилях, едущих ночью с включенными фарами (то есть с нарушением элементарных правил светомаскировки), и в других мелких и крупных провалах, которые писателю в отснятом материале показались абсолютно недопустимыми.
Более всего я был удивлён безмыслием режиссёра — мне стало ясно, что Пташук, несмотря на годовой подготовительный период и наши продолжавшиеся в общей сложности десятки часов беседы, совершенно не владеет материалами фильма. ~ Владимир Богомолов о работе с Пташуком
Однако в целом лента (ее сокращенная и перемонтированная версия, которую мы знаем) очень поспособствовала тому, что о сюжете книги узнало новое поколение читателей, за что ей и стоит сказать спасибо.
Кстати, помимо романа Богомолова интересующимся историей Великой Отечественной мы рекомендуем прочесть документальную повесть Василия Ардаматского «„Сатурн“ почти не виден», также посвященную подвигу контрразведчиков.
Расскажите теперь вы, каким был ваш первый опыт знакомства с «Моментом истины» и что вы думаете об этой книге?