Найти тему
5 СФЕР

Без нажима: 3 шага к созданию эффективной команды

Оглавление

Персонал предприятия — это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей.

Ли Якокка

Приходилось ли вам наблюдать, что сотрудники как будто равнодушны к целям компании? Что вы чуть ли не единственный человек, который за все переживает, живет нуждами фирмы, а остальным все равно?

Более того, сотрудники, иногда, даже не доделывая какую-то нужную и важную работу, убегают преспокойно домой.

Они не приходят на работу, когда нужно что-то сделать сверхурочно (например, подготовиться к выставке, или ликвидировать форс мажорную ситуацию). Складывается впечатление, что цели сотрудников и цели компании – это две абсолютно разные величины. Сотрудники зачастую относятся к компании как к возможности просто заработать деньги. А вам, как собственнику бизнеса, хотелось бы другого отношения. Чтобы они болели по-настоящему за свою работу, чтобы жили ее интересами и целями, чтобы были готовы на трудовые подвиги.

Почему так и что делать?

Не существует волшебных кнопок, которые бы улучшили ваших сотрудников. Если вы хотите, чтобы они смотрели на бизнес с той же точки зрения, что и вы, нужны изменения в компании. И очень важно, чтобы эти изменения шли в правильной последовательности. Если их проводить неправильно, то ситуация может только усугубиться.

Есть три очень важных шага, с которых начинается путь создания не просто коллектива, а команды сотрудников, нацеленных на результат, болеющих за свое дело и за компанию, в которой работают.

Шаг 1. Следует убедиться в том, что сотрудники понимают цели и миссию компании одинаково.

Что картинка той реальности, которая живёт в вашей голове, совпадает с той картинкой, которая живёт в голове сотрудников. Это очень важно.

Нет ничего проще, чем эти цели не просто озвучить, но и оформить, и повесить на самом видном месте.

Только не относитесь к этому рутинно. Ваши цели и ваша миссия должны быть визуально оформлены так, чтобы запомнились даже ребенку. Должны быть не сухие слова и фразы, а такие, чтобы каждый мог их прочувствовать.

Например, миссии некоторых ведущих компаний звучат так:

  • Миссия Microsoft: «Предоставить каждому возможность полностью реализовать свой потенциал»
  • Миссия Pepsi: «Быть лучшей в мире компанией-производителем продуктов питания, сфокусированной на готовых продуктах и напитках. Во всем, что мы делаем, руководствоваться тремя принципами – честность, последовательность и справедливость»
  • Миссия IBM: «Лидировать в изобретении, развитии и производстве информационных технологий, в том числе программного обеспечения, компьютеров, систем хранения информации и микроэлектроники. И помогать с помощью передовых технологий улучшать бизнес наших клиентов по всему миру”

Периодически озвучивайте миссию и цели компании, напоминайте о них сотрудникам, говорите о том, как компания работает в данном направлении, и как важен вклад каждого члена команды.

Бизнес во время COVID-19: три кризисных возможности для руководителей

Шаг 2. Нужно добиться, чтобы сотрудники понимали, что является хорошим результатом, за который они получают деньги.

Четко дайте знать, что такое хороший результат: что хорошо, что посредственно, а что и вовсе недопустимо.

Поэтому, для начала пропишите стандарты работы каждого сотрудника. Только отнеситесь к ним не как к горе показателей (KPI), которые по факту будут являться невыполнимыми, и ничего, кроме головной боли и приписок, не принесут. Опишите конкретно, что должно быть наилучшим результатом работы сотрудника и ознакомьте его со стандартами.

И обязательно демонстрируйте такое отношение к труду, которое вы ждете от своей команды. Не уходите раньше положенного времени при каждой возможности. Команда быстро заметит ваше поведение и трудовую этику, на которую они тут же начнут равняться. Подавайте хороший пример и усердно работайте, чтобы команда повторяла за вами.

Шаг 3. Система мотивации.

В компании она должна быть настроена правильно, иначе все ваши усилия будут перечеркнуты.

Некоторые руководители к системе мотивации относятся скептически. Мол, зарплату плачу, что еще надо? Мало что сравнится по разрушительности последствий для компании с руководителями, которые угнетают моральный дух сотрудников. Работники с низким моральным духом не показывают требуемых результатов и при любой возможности отвлекаются от своих обязанностей.

Уже давно известно, что зарплата, это оплата труда — того, что сотрудник заработал, отдавая вам свой труд и свое время. Зарплата не может быть мотивацией и никогда не была ею.

Дино Спитцер в своей книге «Супер-мотивация» приводит такие данные:

  • 50% работников затрачивают ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы не потерять работу;
  • 80% работников могут, если захотят, добиться значительно более высоких результатов работы.

Обратите внимание на слова «если захотят».

Что же надо делать, чтобы ваши люди захотели вложить больше сил и души в дело, которым они занимаются? 

Ответ один — правильно мотивировать. Создайте такую систему материальной и нематериальной мотивации, чтобы сотруднику интересно было достигать поставленных целей и результатов.

Изучите опыт ведущих компаний в данном вопросе. Возьмите себе на вооружение то, что будет работать в ваших условиях, адаптируйте к своей команде, дополните своими методами мотивации.

Каждый ваш сотрудник должен знать, какие «вкусные пряники» ждут его при эффективной работе. И главное, чтобы мотивация не оставалась только написанной на бумаге, а реально применялась к каждому.

И только после того, как эти три предыдущих пункта урегулированы и гармонизированы между собой, можно смотреть непосредственно на людей.

Те ли это люди, которые находятся рядом с вами? Кто должен находиться рядом по своим моральным и ценностным характеристикам, профессиональным качествам и так далее?

А если это не те люди, то ваша компания обречена на неудачу. Сложно человека переделать. Как говорит Ицхак Адизес:

«Невозможно сделать из рыбы мясо, а из мяса — рыбу».

Поэтому, важно понять ценности каждого сотрудника. И если они не совпадают с ценностями компании — придется расстаться.

И еще очень важный момент. Такие изменения должны вводиться постепенно, и, как правило, они носят длительный характер. Поэтому на быстрые результаты не надейтесь. Но, если вы сделаете все правильно — вас ждут отличные результаты, заинтересованные сотрудники, процветающее предприятие и слаженная команда.