Найти в Дзене

История картины: "портрет кардинала Ниньно де Гевара", Эль Греко

В 1600 году Эль Греко, он же Доме́никос Теотоко́пулос, пишет "Портрет кардинала дон Фернандо Ниньо де Гевара". Что заставило испанского художника греческого происхождения писать портрет Великого Инквизитора и почему он изобразил его "неживым" и "отрешенным"? Обратимся к деталям. Жанр: портрет Стиль: маньеризм Детали: история, записка, руки, лицо О чем они: 1. История жизни и творческого пути Эль Греко полна сложностей и перипетий. Можно сказать, что художнику с карьерой просто везло (хотя, мастерство сыграло не последнюю роль). Дело в том, что перед написанием этого портрета он 9 лет не получал заказы со стороны властей, но церковь и монастыри продолжали ему покровительствовать. Заказ Фернандо Ниньо де Гевары был для Эль Греко особенным, фактически, он стал для него спасательным кругом. Они были дружны с молодых лет, однако художник не разделял политических и религиозных взглядов своего товарища. Поэтому вместо лестного портрета красавца кардинала живописец создал полотно, наполненное

В 1600 году Эль Греко, он же Доме́никос Теотоко́пулос, пишет "Портрет кардинала дон Фернандо Ниньо де Гевара". Что заставило испанского художника греческого происхождения писать портрет Великого Инквизитора и почему он изобразил его "неживым" и "отрешенным"? Обратимся к деталям.

"Портрет кардинала дон Фернандо Ниньо де Гевара", Эль Греко 1600 г.
"Портрет кардинала дон Фернандо Ниньо де Гевара", Эль Греко 1600 г.

Жанр: портрет

Стиль: маньеризм

Детали: история, записка, руки, лицо

О чем они:

1. История жизни и творческого пути Эль Греко полна сложностей и перипетий. Можно сказать, что художнику с карьерой просто везло (хотя, мастерство сыграло не последнюю роль). Дело в том, что перед написанием этого портрета он 9 лет не получал заказы со стороны властей, но церковь и монастыри продолжали ему покровительствовать.

Заказ Фернандо Ниньо де Гевары был для Эль Греко особенным, фактически, он стал для него спасательным кругом. Они были дружны с молодых лет, однако художник не разделял политических и религиозных взглядов своего товарища. Поэтому вместо лестного портрета красавца кардинала живописец создал полотно, наполненное болью, честностью и сверхреализмом.

Кабальеро, положивший руку на грудь. Ок. 1580. Возможно, автопортрет Эль Греко
Кабальеро, положивший руку на грудь. Ок. 1580. Возможно, автопортрет Эль Греко

2. Записка под ногами кардинала - маленькая, но важная деталь. На ней записка с подписью художника: «Доменико Теотокопулос сделал это». Что же "это" он сделал? Что художник имел ввиду? Вероятно, речь идет об изображении Ниньо де Гевара "кровавым", а не каким пытается он сам предстать перед общественностью.

-3

3. Руки Великого Инквизитора не просто холодные - они будто мертвы. Эль Греко изображает их такими, потому что считает, что на них кровь тысяч невинных, обвиненных в еретичестве и отправленных на сожжение заживо.

-4

4. На картине Ниньо де Гевара сидит в бархатном кресле в "кровавой" алой мантии, его фигура чуть наклонена по диагонали - это добавляет глубину композиции. Глава испанской инквизиции смотрит на зрителя через очки и окружается символами своего высокого положения. Потрясающий наряд подчеркивает выражение лица - оно хранит ледяную выдержку и отстраненность.

-5

Итог

Эль Греко издевается и смеется над Великим Инквизитором, изображая его, фактически, декоративным. Большое внимание художник уделяет цвету мантии, ее складкам и другим, выше перечисленным деталям деталям, но самого кардинала будто не замечает. Он изображает его в пышных дорогих одеждах, чтобы показать "маленьким человеком". И очки далеко не символ острого ума и начитанности, а способ спрятаться за стеклами.

Где посмотреть: Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Бонус: а еще о художнике можно посмотреть художественный фильм "Эль Греко", 2007 год. Однако исторических фактов, подтверждающих историю о том, как кардинал чуть было не отправил художника на костер, нет. Но история все-равно красивая. Приятного просмотра :)