17.01.1945. "Наступление идет неудовлетворительно. Танки и пехота действуют несогласованно, танки отстают. Стрелки не получают достаточной поддержки самоходных орудий" (из приказа командующего 3-м Белорусским фронтом, 15 января 1945)
Мысли Черняховского
Командующий Иван Черняховский замер, обдумывая предложение командарма. Погода ни к черту. Валит снег, и рваные хлопья тумана закрыли передовую. В его густой пелене грохочет битва, сверкают сотни багровых вспышек. Где-то там грызут немецкую оборону армии 3-го Белорусского фронта. Безуспешно четыре дня. Немцы тут прусскую линию Мажино создали.
За четыре дня фронт Черняховского продвинулся лишь на семь километров вместо ста плановых. Неразведанная оборона немцев и отчаянное сопротивление до последнего. В тумане и снегу артиллерия и командиры не видят целей и друг друга. И не только в погоде дело. За четыре дня в советских частях потеряно 30% танков и 25% пехоты.
Из-за больших потерь танкисты нерешительны. Самоходки и танки держатся позади стрелков. Бесчисленно щелей фаустников, минных полей и продуманных противотанковых позиций с пулеметами. Когда погода улучшается, в небо поднимается авиация.
Авиадивизии штурмовиков Ил-2, бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 пытаются помочь своим. Но и немецкая авиация помогает своим. 3 танковая армия вермахта и мотопехота умело контратакуют, связывают боем прорывающиеся советские полки. Командиры дивизий докладывают, за день до немецких 20 контратак.
Если в ближайшие дни перелома не будет, наступление 3-го Белорусского фронта захлебнется. Динамика удара иссякнет, войска увязнут в немецкой обороне и конец славе. Пора вводить в дело резервы. Но первая попытка не удалась. Вчера пошёл в наступление 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус, 229 танков и самоходок.
Вместе с пехотой 5-й армии танки прорвали 3-ю линию войсковой обороны. Но потеряв 30 танков, увязли в новом гумбинненском рубеже. Пушки и фаустпатроны жгут гвардейский корпус.
Однако гвардейцы хоть и не прорвались, но изменили ситуацию в целом. Рейнгардт, командующий группой армий "Центр", стянул сюда больше сил, обнажив другие участки фронта. Видимо решил, что введен в бой главный резерв - 11-я гвардейская армия.
И командующий 11-й армией Галицкий сейчас предлагает изменить план, ударить совершенно в другом месте.
Перегруппировка
Черняховский: Ну что Кузьма Никитович, предлагаешь ввести твоих сибиряков на северном фланге? - Черняховский обернулся к генерал-полковнику Галицкому, командующему 11-й гвардейской армией.
Галицкий: "Так точно, товарищ командующий! Обстановка изменилась, тацинцы увязли и если бить там, то мне придется допрорывать оборону. А противник место нового удара определил, перекинет еще сил и остановит нас. Предлагаю все 9 моих дивизий перекинуть на 25 километров северней. С плацдарма у реки Инстер, мы ударим неожиданно и всей мощью резервов фронта.
Прорвем рубеж и пойдем по немецкому тылу в направлении Инстербурга. Но для этого мне нужны танки, товарищ командующий!"
Черняховский:
- Согласен. Передаю тебе тяжелые танковые части прорыва. Еще с тобой пойдет 1-й танковый корпус резерва. И 2-й гвардейский Тацинский корпус. Правда, там половина танков осталась. Даю 3 дня на перегруппировку. Наступай немедленно, всё наступление под угрозой!"
В ночь на 18 января сильная пурга накрыла Восточную Пруссию. Выключив половину огней, все рации и средства связи, 60 000 советских солдат и 380 танков пробиваются сквозь метель. Чтобы внезапным ударом с севера поставить точку в битве за Восточную Пруссию.
ДАЛЬШЕ >> 13 Полки прорыва << (жми)
1945. ГОД ПОБЕДЫ*: 1 Пролог I том 1"Кенигсберг"I 1 Перед ударом I 2 Фольксштурм 3 Вермахт 4 Армия СССР 5 Диверсанты 6 Рокот 7 Начало 8 Каттенау 9 Резервы 10 Решение Гитлера 11 Решение Сталина 12 Черняховский меняет план 13 Танковые полки прорыва
*цикл рассказов является художественной реконструкцией,совпадения случайны, использованы документы и воспоминания.