Записки автопутешественников по Европе
Мы прервали публикацию рассказа Виктории Черненко, но осталась лишь последняя глава. Поэтому глава заключительная о путешествии по Европе. Надеемся, что скоро эти путешествия можно будет снова совершать.
Действующие лица: супружеская пара 50+ (Виктория и Алексей), киевляне;
средство передвижения: Nissan Note;
время действия: сентябрь 2018 г.;
ГОЛЫЕ СКУЛЬПТУРЫ
До Любляны было больше ста километров и мы проехали их без остановок. Подумав, что раз уж мы едем домой через Словению, то почему-бы нам не взглянуть одним глазком на её столицу...
Итак, Любляна!.. То ли Лю́бляна, то ли Любля́на: нам полюбился второй вариант 😊 До 1918 года город носил немецкое название Лайбах (Laibach), потому что на протяжении почти шести веков находился под юрисдикцией австрийской ветви Габсбургов. Город окружают горы и самая крупная река, через него протекающая, носит премилое название «Любля́ница». Мы вышли с паркинга у здания Национального собрания республики Словении (Državni zbor Republike Slovenije), и пока Алексей рассматривал карту города, я рассматривала горельефные скульптуры людей, украшающие собой вход в собрание. С полсотни людей по-видимому изображали повседневную жизнь словенцев, но меня удивило то, что они почему-то все были абсолютно голыми. Удивило потому, что скульптуры, так же как и само здание были не античными, а современными: к обнажённости античных изваяний у нас обычно вопросов не возникает 🤔... Полюбовались, поулыбались и пошли по Šubičeva ulica, мимо памятника народному югославскому герою Franca Rozmana Staneta и через парк Звезда вышли на площадь Конгресса (Kongresni trg).
Прелюбопытнейшее здание Урсулинской церкви Святой Троицы (Župnijska cerkev sv. Trojice), комплекс зданий с магазином, баром и музеем иллюзий (Muzej iluzij), Люблянский университет (Univerza v Ljubljani), концертный зал (Slovenian Philharmonic Building), а на горе за рекой возвышается Замок (Ljubljana grad): и мы поняли, что «один глазок», которым мы хотели взглянуть на словенскую столицу разбежался у нас в разные стороны!.. Мы ходили и всё повторяли, как царь из мультфильма о Трёх богатырях: «Нра-вит-ся!». От площади мы пошли по Vegova ulica между Университетом и Fegova gymnasium (средней школой для девочек), по аллее композиторов (Aleja skladateljev), проложенной в 1932 году на руинах средневековой стены. На аллее установлены каменные головы композиторов (skladateljev), а на пересечении с площадью Французской революции (Trg francoske revolucije) стоит голова (почти бюст 🙂) словенского поэта и священника Simona Gregorčiča, а на памятнике francoski Iliriji прилеплена пара золочёных голов, женская (?) и Наполеона. Я заглянула в какой-то, как мне показалось музейный дворик при храме, где тоже были установлены чьи-то головы, но на поверку там оказалась харчевня и высшая школа дизайна и фотографии (Srednja šola za oblikovanje in fotografijo Ljubljana). Мы решили, что «голые люди» при Национальном собрании, это случайность (или издёвка скульптора – стрёмные они какие-то) – словенцы явно любят головы ☺️
РЕКА ЛЮБЛЯНИЦА
Оминаем городской музей (Mestni muzej Ljubljana), еврейский культурный центр (Kulturni zavod judovski kulturni center Ljubljana) и выходим на набережную Любляницы. Что за чудо, эта Любляница! Мосты через Любляницу рассчитаны на несколько секунд ходу. Любляница закована в высокие каменные берега из которых она решительно вышла ровно восемь лет назад! Она вообще регулярно наводняется, правда, как правило, за пределами столицы.
Вода в реке зелёная и непрозрачная и вообще половина неё течёт где-то по карстовым пещерам. 21 сентября 2018 года вода стояла в берегах довольно низко и по реке ходили прогулочные кораблики, с которых по идее в такое время года видны лишь каменные стены. Мы брели по набережной, щурились на солнце и периодически останавливались, чтобы насладиться красотой и очарованием места. Памятники, фонтаны, сувениры (мы купили забавный магнитик в виде кеда с надписью Slovenija) и от Statue of France Prešeren (известного словенского поэта XIX века, создателя гимна) с площади его же имени (Prešernov trg) по известному тройному мосту (Tromostovje) мы переходим Любляницу и оказываемся в так называемом историческом центре.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Весь центр города, включая данный мост уже одиннадцать лет обходится без транспорта, то есть является пешеходным, а раньше средняя часть моста, построенная по проекту итальянца Джованни Пикко, была проезжей и только два боковых моста, достроенных через девяносто лет (1842/1931) известным словенским архитектором Йоже Плечником (Jože Plečnik) были пешеходными. Нужно сказать, что Йоже Плечник немало потрудился не только в создании архитектурного облика Любляны, но также и в других европейских городах и главным образом в Пражском граде и это заметно!..
По Stritarjeva ulica мы вышли на Городскую площадь (Mestni trg), где возле фонтана Франческо Робба (Robbov vodnjak) напротив городской мэрии (Mestna hiša) юные хористы исполняли какую-то знакомую и красивую англоязычную песню. Среди публики было много пожилых мужчин в военной форме. Поскольку 21 сентября не был выходным днём (это была пятница), то возможно концерт был устроен в честь этих самых военных…
ПРИЕХАЛИ С ЛЮБОПЫТСТВОМ - УЕЗЖАЕМ С ЛЮБОВЬЮ
Я не встретила ни одного отзыва в интернете, в котором бы сквозило равнодушие к этому городу: люди приезжают и независимо, так сказать, от степени знакомства с Любляной уезжают из неё с любовью. Попадаются описания, в которых звучит ирония и даже некоторый сарказм по поводу «компактности» столичного города, но что уж тут поделать, такие люди как правило иронизируют над всем и всеми, будто десятки сотен квадратных километров городов, в которых они проживают выстроили они сами и впечатляющие размеры делают их более счастливыми и являются предметом им личной гордости.
И даже в таких отзывах сквозь насмешку звучит восхищение. Несмотря на свою относительно небольшую площадь Любляна, ещё будучи в составе социалистической Югославии, была самой процветающей столицей самой благополучной её республики. Словения и сейчас является страной с очень высоким уровнем человеческого развития (мой любимый ИРЧП 😊) в котором учитываются уровень здоровья, образования и дохода на душу населения: двадцать второе место из 187. Вот и мы приехали в Любляну с некоторым любопытством, а уезжали с любовью! Алексей сказал, что этот город вызвал в нём какую-то необычайную нежность! Теперь достаточно при нём произнести одно название «Любляна», чтобы он начал постанывать с умилением и по его лицу разлилась блаженная улыбка… Сидя над этим описанием я закрываю глаза, чтобы понять, какие ассоциации вызывает у меня воспоминание о Любляне… Я ощущаю нежный привкус мёда на губах, может быть липового или акациевого, такого лёгкого и прозрачного, не приторного, который имеет способность очень долго не засахариваться…
Мы не помним, как уезжали из Любляны. Прямо, как влюблённые, которые в подробностях помнят свидание и начисто забывают «до» и «после» 💕…
КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ
Думаю, что на этом я завершу публикацию отрывков из описания вояжа, поскольку последующие два дня прошли вполне благополучно, но уже не столь интересно и насыщенно, как предыдущие две недели... Каждый новый день дарил нам незабываемые впечатления и эмоции!
Города, замки, горы, реки, озёра, море - всё наполняло нас восторгом и трепетом, и то непередаваемое чувство свободы, которое сопровождало нас повсюду (кроме паркинга в Больцано 😆), всё это останется в наших сердцах на всю жизнь!.. Каждый год мы "нанизываем" одну или несколько "бусинок" на нить наших путешествий и каждая по-своему дорога и любима! В этом вояже я неожиданно для себя обнаружила две "бусинки" - Верону и Гармиш, которые не смогла затмить даже такая жемчужина, как Венеция! А мой супруг подарил свою особую нежность Любляне
На машине по Европе: Влюбиться в Верону за один день. Часть 1
На машине по Европе: Влюбиться в Верону за один день. Часть 2
На машине по Европе: Венеция как вишенка на торте
На машине по Европе: Прага, Часть 1, Часть 2, часть 3
На машине по Европе: приятные сюрпризы на дорогах Германии
На машине по Европе: разочарование Мюнхеном
На машине по Европе: замки Баварии
На машине по Европе: подвесной мост в Австрии
На машине по Европе: самая высокая гора в Германии
На машине по Европе: баварский город превзошел все ожидания
На машине по Европе: отель и поиски заправки в Австрии
На машине по Европе: релакс в кемпинге на Адриатике
На машине по Европе: Как мы очутились в словенской Изоле и не пожалели