Техника эгломизе, получившая название по имени парижского художника и изготовителя рам Жана Батиста Гломи, быстро стала популярной в среде парижских антикваров. Рамы из стекла, декорированные изящными узорами и витиеватыми орнаментами, хорошо продавались. Распространение такой способ декорирования стекла получил в Новое время, в XVIII веке.
В начале года я читала лекцию, посвященную искусству Нового времени, Галантному веку, стилям рококо и шинуазри. Организаторы специально принесли в качестве экпоната старинное зеркало, купленное на блошином рынке в Париже. И если центральная часть - зеркало - было заменено на стандартное современное, то раме повезло больше, она осталась сохранной, и была выполнена в технике эгломизе, причём стилистика шинуазри и китайская тема позволили использовать нарядное и яркое сочетание цветов.
В чем суть техники эгломизе? Во-первых, на стеклянную поверхность наносится тонкий слой металлической фольги, при этом чаще всего используется фольга из сусального золота, реже серебра, крайне редко - цинка. Во-вторых, по металлизированной поверхности осуществляется гравировка рисунка или орнамента тонюсенькой иглой. После удаления металлической фольги проявляется запланированный рисунок. В-третьих, наносится краска со стороны прорисованного иглой рисунка, краска - чёрная или тёмно-синяя, иногда добавляют контрастную красную или зелёную, которая делает более эффектным изображение на золотом/серебряном и ином фоне.
Многие художники-декораторы, работавшие в стилистике ар деко, экспериментировали с материалами, и одним из материалов, получившим статус"современнейшего", стало стекло, которое могло использоваться и как часть конструкции предмета, и как материал для декорирования. В качестве примере, выбрала два комода известного французского декоратора Рене Пру.
У одной модели столешница выполнена из стекла, у другой - ручки комода инкрустированы круглыми стеклянными фрагментами, покрытыми с внутренней стороны цинковой фольгой. Простые примеры? Да, безусловно, но даже в таком варианте интеграция зеркальных элементов есть свои эстетические плюсы. Если фасад комода полностью
или частично облицован зеркальными вставками, то он лишается своей объёмной монументальности. Поэтому мебельщики и художники декораторы при работе с комодами, консолями, шкафами - как платяными, так и книжными - прибегали к технике эгломизе.
Однако интерес представляет не столько инкрустация, сколько использования такой хрупкой материи как стекло в качестве элемента конструкции, которая формирует структуру предмета. При этом в 1920-1940- е годы использовалось стекло литое, толстостенное, достаточно крепкое, выдерживающее значительные нагрузки, и стекло хрупкое, изготовленное по традиционной гутной технологии. Второй вариант чаще всего и был оформлен в технике эгломизе. Подобные примеры есть в разных мировых музея, и в в московском Музее Ар Деко. Знакомьтесь, работа французского декоратора Жюля Лелё - кофейный столик и комод, столешница и фасад у которых выполнены в технике эгломизе.