17 июня 2020 года
Здравствуйте! Немного печально наблюдать, как некоторые традиции уходят в прошлое. Так вспоминаются школьные выпускные сочинения. Старшее поколение знает, что с них начинались школьные экзамены.
Чем больше цветов на экзамене - тем лучше
Как это было? Девочки и мальчики в парадной форме (экзамен - это праздник!) приходили с большущими букетами цветов. Цветы размещали в разнокалиберные вазы, ставили перед комиссией, загораживая им обзор на сдающих. Чем больше растений - тем лучше!
У нас в школьном дворе росли люпины - высокие такие разноцветные цветы - хорошее средство для маскировки)).
Но пришло время ЕГЭ - и традицию погубили. Цветы теперь приносить нельзя, плакаты со стен снимают, даже аквариумы из кабинетов заставляют выносить - вдруг рыбки ответы набулькают!
А раньше было хорошо. Кто-то писал сочинение сам, кто-то с помощью друга. Нам хорошо помогали книги с произведением, откуда можно было выбрать цитату, а заодно заглянуть в начало или конец книги (иногда там публиковали критику или отрывки из литературоведческих статей).
В то время мы не знали модного слова "рерайтинг", но умели пользоваться. И хотя учитель не смог бы проверить сочинение на плагиат, никогда не переписывали все слово в слово.
Интересные истории, связанные с выпускным сочинением, вспоминают участники клуба "По волнам нашей памяти".
Понадеялись на Дальний Восток
Я выпускался из школы в 1974 году. Тогда на вступительных экзаменах в ВУЗ учитывался средний балл аттестата, поэтому учителя шли навстречу и старались ставить оценку по максимально возможной планке (при условии, что ты не будешь сдавать их предмет на вступительных в вуз).
Примечательное событие произошло на сочинении. Мы собрались, волнуемся, а несколько детей высокопоставленных родителей стоят в сторонке безо всяких эмоций. Вскрывают конверт, оглашают темы. Одна из этих "блатных" девчат в слезах убегает. Другой уснул в ходе написания, сделал много ошибок и лишился золотой медали (потом стал деканом математического факультета). Выяснилось, что их родители созвонились с Дальним Востоком, и ребята всю ночь писали сочинения, а темы не совпали...
Помогла шпаргалка
Я выпускник 78-го года. В день перед сочинением звонит одноклассник:
"У меня бабушка в РОНО работает. Пиши темы...".
Записал. Через час звонит еще один одноклассник:
"У меня тетя в ОблОНО. Пиши темы..."
И диктует совершенно другие темы. После 20-го звонка с совершенно непересекающимися темами я понял, что это все бессмысленно даже записывать.
Последний такой звонок был ночью:
"Мы позвонили во Владивосток. Там мой троюродный брат...."
Ни одна из ста "позвоночных" тем не совпала. Зато более-менее совпала одна из припасенных шпаргалок. За всю жизнь я написал сам единственное сочинение - вступительное. И когда до меня дошло, что оно последнее, мысленно перекрестился.
А нужно ли сейчас сочинение при выпуске?
Всегда считала, что сочинение - это не самый идеальный способ проверить ученика на готовность к жизни после школы. Одно время письменный экзамен по литературе был отменен, но потом снова к нему вернулись.
И если раньше у нас был только один экзамен для проверки грамотности, то теперь ребятам приходится сдавать ЕГЭ по русскому и писать сочинение по литературе. А ведь в экзамен по русскому языку входят задания, которые проверяют связность речи. Там же есть возможность привести примеры из изученных произведений. А кое-кто еще сдает ЕГЭ по литературе. В общем, что-то тут наверчено.
А вы помните свой экзамен по литературе?