Первый рассказ цикла Электрик здесь.
Всегда завидовал тем, кто умеет быстро считать в уме. Сам я в этом деле совершенно бесталанный и давно махнул на себя рукой. Правда, был в моей жизни момент, когда все могло повернуться иначе, но я упустил этот шанс. Многие связывают быстрый счет в уме со способностью заниматься наукой, но я лично убедился, что это не так. На мой взгляд, человек, владеющий быстрым устным счетом, обычно живет значительно комфортнее в тривиальном быту.
Одно время я ездил на наладки с приятелем Вадиком. Вообще говоря, он был на два года младше меня и, когда он заканчивал МЭИ, его дали мне на преддипломную практику. Начальник отдела привел его и сказал: «Поможешь парню написать диплом – будет тебе напарник». Помогать ему особенно не пришлось, а вот напарника я получил.
В тот год мы были в городе Алексине на модернизации картоноделательной машины. Поселили нас в санатории «Алексин-Бор». Так что условия жизни были весьма комфортные. Сам город Алексин располагается на пяти холмах, пространство между которыми весной затапливается речкой. Поэтому, когда едешь по городу ощущаешь значительные промежутки между застроенными частями. Каждый такой холм имел имя собственное «Алексин Бор», «Мышига» и т.д. Поэтому, приезжая с работы в номер нашего санатория мы с Вадиком не могли оперативно сходить в магазин за продуктами и поесть дома. К нашим услугам был лишь ресторан.
Ресторан я никогда не рассматривал как место постоянного питания, потому, что это дорого и не оперативно. Вадик же наоборот ценил комфорт и эстетику интерьера. Конечно, все эти абстрактные понятия в командировке становятся еще более абстрактными, но стремление у Вадика было. Короче говоря, чтобы не гонять за едой на соседний холм, мы стали питаться в ресторане. В ресторане, как ни странно мне понравилось. Понравилась не сама еда, а процесс. Вадик вел себя довольно вальяжно.
Я с удовольствием наблюдал, как он делает заказ. Лениво перелистывая меню, он вяло уточнял у официанта подробности приготовления пищи и давал свои рекомендации насчет жирности солености и прочих вкусовых тонкостей заказываемой пищи. Когда мы начинали потреблять принесенную пищу, меню, как обычно, официант куда-то забирал и, к моменту получения счета, цифры в нем нельзя было сверить ни с чем. Вот тут-то и начался театр одного актера, который я так полюбил.
Вадик, приняв стандартную вальяжную позу, расставив ноги и развалившись на стуле, правая рука двигается в такт словам, спросил официанта, принесшего счет: «Сколько?». Официант назвал цифру. Тогда Вадик, с сожалением посмотрев на него, спросил: «А если подумать?». Официант назвал другую цифру и стал на ней настаивать. Тогда Вадик с видом усталого профессора, которому приходится объяснять студенту очевидные глупости, взял у официанта счет и красным карандашом (я еще удивлялся, зачем он таскает красный карандаш) начал править счет, зачеркивая одни цифры и ставя другие. При этом на полях счета против завышенных цен он ставил знак вопроса, а против арифметических ошибок умножения ставил жирный восклицательный знак. Гарнир он вообще почему-то вычеркнул.
Это меня очень удивило, и официант тоже оживленно заверещал. На что Вадик солидно ответил: «В меню эта позиция отмечена 50/100/150 – это обозначение сложного гарнира, входящего в порционное блюдо. Стало быть, стоимость гарнира входит в цену блюда». Это был высший пилотаж. Вадик попросил официанта тщательнее относиться к своей работе и переписать счет без ошибок. Когда пунцовый официант принес новый счет Вадик опять достал свой красный карандаш, вписал в счет пятьдесят копеек чаевых и расплатился.
В Алексине мы работали месяц, и я понял, что ресторан – это не так уж и дорого, а не оперативность не идет ни в какое сравнение с удовольствием, которое я получал, когда видел, как Вадик расплачивался. Правда в голове у меня крутилась такая мысль. А что если официант будет при заказе показывать нам одно меню, а при расчете другое. Вадик на этот счет с удовольствием объяснил мне, что на меню должна стоять печать ресторана, а инспекция, приходя в ресторан, в первую очередь собирает все меню и проверяет именно на соответствие цен. Ушлый официант, конечно, может сделать себе специальное меню для расчетов с клиентами, но держать его открыто он не сможет и поэтому цены из него он должен будет запомнить наизусть, а это уже – интеллект. С таким интеллектом он, скорее всего, бросит малоприбыльную работу официанта и подастся в фарцовщики.
С Вадиком на пару я ездил недолго. Как только начальство решило, что он постажировался достаточно, его стали направлять на объекты с отдельной бригадой монтеров руководителем бригады. О Вадике у меня самые теплые воспоминания. Он был приятным в общении человеком, надежным напарником и еще обладал большим зарядом артистизма, что в советское время было просто необходимо.
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
Читайте предыдущий рассказ "Электрик. 29. Гостиница Виру" здесь.
Читайте следующий рассказ "Электрик. 31. Если электрик дальтоник?" здесь.
С уважением, Лолейт А.Т.
Об авторе баек читайте здесь.