Найти тему

Интерьеры ар деко. Милые штучки - книжные друзья/ bookends

Жорж Анри Лорен. Держатели для книг "Моржи", 1932. Бронза, патинирование, слоновая кость, хрисоэлефантинная техника.  Галерея "French Cab", Баржоль, Франция, официальный сайт - www.1930.fr
Жорж Анри Лорен. Держатели для книг "Моржи", 1932. Бронза, патинирование, слоновая кость, хрисоэлефантинная техника. Галерея "French Cab", Баржоль, Франция, официальный сайт - www.1930.fr

Потешные "Моржики" французского художника-декоратора Жоржа Анри Лорена, - не просто великолепная художественная работа, выполненная из бронзы и слоновой кости в сложной хрисоэлефантинной технике, но и забавный элемент оформления, позволяющий держать в порядке книжный фонд. Bookends были предназначены для хранения книг на частично заполненных полках, поскольку, как писал их изобретатель Уильям Стеббинс Барнард: "Как должно быть хорошо известно всем, книги, если им позволить свободно стоять на полке, не будут сохранять свою первоначальную форму в течение какого-либо большого периода времени”. Изобретение Барнарда были запатентовано в 1877 году через 27 лет после фактического проектирования и стало, по мнению автора, "ценным изобретением для книготорговцев, библиотекарей, священнослужителей и читателей”.

Первые держатели для книг были просты по форме, выполнены полностью из металла, имели определённую размерность. Да, существуют многочисленные попытки классифицировать их по форме (самая простая, деление на L- и T-подобные), по размерам (высотаXширинаXглубина: 30x 20x15 см, 18x12x13 см etc) . Однако даже в этих рядах найдется пара исключений. Кроме этого в XX веке лапидарные металлические держатели для книг трансформировались, в эту область пришли скульпторы, предложившие оригинальные решения, где художественность превалирует. И неказистые bookends превратились в полноценные скульптурные решения.

Bookends в 1920-1940-е годы были весьма востребованы. Ничто не могло
остановить фантазии художников-декораторов. Никаких ограничений! Никакой скуки! Книжные полки оживали, на них расселялись дикие животные, шествовали грациозные пантеры, трубили слоны, пеликаны схлопывали огромные клювы, взметались в небо стрижи и чайки. Зооморфизм, характерный для стилистики ар деко, позволявший схватить образ в нескольких чертах, воссоздать узнаваемый природный образ - птиц или животных - был не единственной темой.

Индустриальная тематика, символы эпохи и времени - корабли и самолеты, дирижабли и цеппелины, паровозы и автомобили, - все это часто становилось предметом для эксперимента. И не важно, к какой культурной традиции, принадлежал художник, любовался он страной Восходящего Солнца или Утренней Зари, прогуливался по Монмартру или Пикадилли, все они воспевали новый путь человечества.

Профессия художника-декоратора в 1920-е годы предоставляла возможность реализовывать творческие интенции в разных областях, и, как следствие, приводила к использованию одного и того же образа, но при разном функционале. Так Рене Лалик, работая над формами маскоттов для автомобилей, мог использовать те же самые формы и для изготовления bookends, отливая изящные варианты из стекла. Анри Рапен, ведавший в этот период Севрской мануфактурой, создавал держатели для книг из бисквитного фарфора. В ход шло, практически, всё.

Материалы, которые использовались для изготовления держателей для книг в 1920-1940-х годах, были весьма разнообразны - стекло и керамика, натуральный камень ( от гранита, мрамора до оникса), разные сорта древесины (от дуба, сикомора до макассара), металл (от кованого железа и бронзы до никеля) и пластики ( бакелит и эбонит).

Об особенностях хрисоэлефантинной техники - в статье "Скульптура ар деко. Хрисоэлефантинная техника"

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!