Найти тему
MAD TOSBY

Короткометражные мультфильмы, номинированные на «Оскар» в этом году: какие они?

Оглавление
Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Ес­ли вы до сих пор не про­ник­лись ко­рот­ко­мет­ражной ани­маци­ей, то очень зря. Как пра­вило, этот вид ки­но­ис­кусс­тва от­ли­ча­ет­ся яр­кой кон­цепту­аль­ностью, ко­торой не­боль­шой хро­номет­раж иг­ра­ет толь­ко на ру­ку. К то­му же ви­зу­аль­ные средс­тва ани­мации нас­толь­ко раз­но­об­разны, что не­ред­ко у ав­то­ров по­луча­ют­ся нас­то­ящие ма­лень­кие ше­дев­ры

Этот год не стал ис­клю­чени­ем. Все пять ос­ка­ров­ских но­минан­тов в ка­тего­рии «Луч­ший ко­рот­ко­мет­ражный ани­маци­он­ный фильм» по-сво­ему ори­гиналь­ны. А вот ин­те­рес к вза­имо­от­но­шени­ям и се­мей­ным цен­ностям стал их объ­еди­ня­ющим зве­ном.

«Лю­бовь к во­лосам» / Hair Love (2019)

реж. Мэттью Чер­ри

Ани­маци­он­ный фильм «Лю­бовь к во­лосам» стал об­ла­дате­лем ста­ту­эт­ки «Ос­кар», но не воз­гла­вил чарт на­ших субъ­ек­тивных сим­па­тий. Вы­бор Аме­рикан­ской ки­но­ака­демии выг­ля­дит очень пред­ска­зу­емо, от­то­го и не­ин­те­рес­но. «Лю­бовь к во­лосам» иде­аль­но впи­сыва­ет­ся в жанр «ос­ка­ров­ско­го ки­но».

Сю­жет ани­мации тра­дици­он­но ме­лод­ра­мати­чен. В его цен­тре проб­ле­ма с не­замыс­ло­ватым ре­шени­ем, окан­чи­ва­юща­яся, как во­дит­ся, хэп­пи-эн­дом. Ма­лень­кая аф­ро­аме­рикан­ка со­бира­ет­ся в боль­ни­цу к боль­ной ма­ме. Глав­ной труд­ностью, с ко­торой стал­ки­ва­ет­ся де­воч­ка, ста­новит­ся ук­ладка её не­пос­лушных во­лос. На по­мощь при­ходит па­па, ко­торый, как нас­то­ящий бо­рец на рин­ге, пы­та­ет­ся обуз­дать уп­ря­мую коп­ну. Чем обер­нётся их твор­ческий тан­дем — уз­на­ете во вре­мя прос­мотра. Воз­можно, да­же про­рони­те сле­зу, хо­тя у нас, приз­нать­ся, не по­лучи­лось. Нес­мотря на шаб­лонность, это всё ещё очень ми­лая ис­то­рия, вы­зыва­ющая ас­со­ци­ации с дис­не­ев­ским муль­тфиль­мом, во мно­гом бла­года­ря по­хожей ри­сов­ке.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

«Дочь» / Dcera (2019)

реж. Дарья Ка­ще­ева

Эта ку­коль­ная муль­тип­ли­кация — наш бе­зус­ловный фа­ворит. И хоть она не взя­ла за­вет­ную ста­ту­эт­ку, за­то ста­ла по­беди­телем на­ци­ональ­но­го аме­рикан­ско­го ки­нофес­ти­валя не­зави­симо­го ки­но «Сан­дэнс-2020».

В цен­тре сю­жета ли­ричес­кая ис­то­рия неп­ростых вза­имо­от­но­шений от­ца и до­чери. Боль­нич­ная па­лата, тя­жело боль­ной отец, дочь и хо­лод­ная про­пасть не­дос­ка­зан­ности меж­ду ни­ми. Ока­зав­шись пе­ред ли­цом тра­гичес­ко­го нас­то­яще­го, они пы­та­ют­ся най­ти при­чины в сво­ём прош­лом и при­мирить­ся с ним. Это нас­толь­ко про­ник­но­вен­но, что ком в гор­ле не от­пуска­ет от на­чала прос­мотра и до фи­наль­ных тит­ров. По срав­не­нию с дру­гими ани­маци­он­ны­ми филь­ма­ми «Дочь» смот­рится аван­гар­дно и очень ре­алис­тично. Сек­рет в но­ватор­ской (для ани­мации) тех­ни­ке съ­ём­ки. В соз­да­нии ис­то­рии Ка­ще­ева опе­риру­ет при­ёма­ми ки­нема­тог­ра­фа: нап­ри­мер, ра­ботой с руч­ной ка­мерой, иг­ра­ми с рез­костью и фо­кусом. Жи­вая ка­мера, зак­ру­чива­ющая про­ис­хо­дящее, как вихрь, нас­толь­ко ди­намич­на, что ожив­ля­ет ку­кол. Те­ря­ет­ся ощу­щение то­го, что пе­ред на­ми ис­то­рия, сня­тая в тех­ни­ке муль­тип­ли­кации. В «До­чери» все ху­дожес­твен­ные средс­тва, вклю­чая ори­гиналь­ные ку­коль­ные об­ра­зы, ин­те­рес­ную де­тали­зацию и не­веро­ят­но ки­нема­тог­ра­фич­ные мон­тажные пе­рехо­ды, обыг­ры­ва­ют тре­пет­ные сос­то­яния пер­со­нажей. Ин­три­га сох­ра­ня­ет­ся до кон­ца, раз­ре­ша­ясь двой­ствен­ным фи­налом, ос­тавля­ющим прос­тор для ин­тер­пре­таций.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

«Не­забы­ва­емо» / Mémorable (2019)

реж. Бру­но Кол­ле

«Не­забы­ва­емо» (или «Mémorable») — это ис­то­рия о та­лан­тли­вом фран­цуз­ском ху­дож­ни­ке Луи, ко­торый на скло­не лет на­чина­ет те­рять па­мять. Сви­дете­лем этой тра­гедии ста­новит­ся лю­бящая суп­ру­га — глав­ная му­за его жиз­ни.

Фильм яв­ля­ет­ся ве­лико­леп­ным при­мером очень це­лос­тной ани­мации, где ви­зу­аль­ный ряд и сю­жет об­ра­зу­ют на эк­ра­не не­обык­но­вен­ную си­нер­гию. Пер­вое, что вос­хи­ща­ет в «Не­забы­ва­емо» — это нас­то­ящая фе­ерия тек­стур и форм. Ви­зу­аль­ный об­раз филь­ма ста­новит­ся дви­жущим инс­тру­мен­том по­вес­тво­вания. С его по­мощью прон­зи­тель­но и точ­но ав­тор пе­реда­ёт но­ты от­ча­яния цеп­ля­юще­гося за ре­аль­ность че­лове­ка, те­ря­юще­го вос­при­ятие это­го ми­ра, уте­ка­юще­го как пе­сок сквозь паль­цы. Со­чета­ние тех­ник им­прес­си­ониз­ма, сюр­ре­ализ­ма, ку­биз­ма в изоб­ра­жении ок­ру­жа­ющей глав­но­го ге­роя дей­стви­тель­нос­ти под­чёрки­ва­ет его осо­бен­ное ху­дожес­твен­ное ви­дение, а пос­те­пен­но гру­бе­ющие маз­ки, сма­зан­ные и рас­те­ка­ющи­еся тек­сту­ры, слов­но на­ве­ян­ные кар­ти­нами Саль­ва­дора Да­ли, так об­разно и в то же вре­мя прав­ди­во от­ра­жа­ют про­цес­сы дес­трук­ции моз­га, про­воци­ру­ющие «не­пос­то­янс­тво па­мяти». Грус­тный, но яр­кий фи­нал от­ра­жа­ет лей­тмо­тив про­из­ве­дения: что же в жиз­ни ху­дож­ни­ка до пос­ледне­го ос­та­лось не­забы­ва­емым?

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

«Сес­тра» / Sister (2018)

реж. Сун Сы­цы 

Сна­чала всё выг­ля­дит как за­бав­ное, слег­ка ко­мич­ное жиз­не­опи­сание маль­чи­ка — а точ­нее рас­сказ­чи­ка, за­кад­ро­вый го­лос ко­торо­го соп­ро­вож­да­ет от­ра­жён­ные на эк­ра­не вос­по­мина­ния о со­быти­ях его детс­тва в Ки­тае, слег­ка ом­ра­чён­но­го пос­то­ян­ным при­сутс­тви­ем вред­ной и на­зой­ли­вой млад­шей сес­тры.

До­воль­но не­выра­зитель­ная фор­ма ис­полне­ния, мо­нох­ромная чёр­но-бе­лая цве­товая гам­ма, кук­лы, вы­пол­ненные в тех­ни­ке ва­ляния, бе­зэмо­ци­ональ­ный стиль го­лоса рас­сказ­чи­ка… Всё это рас­слаб­ля­ет зри­теля, да­вая ему воз­можность прос­то плыть по те­чению сю­жета, ос­та­ва­ясь пас­сивным наб­лю­дате­лем этой не­замыс­ло­ватой ис­то­рии. Но дос­та­точ­но од­ной фра­зы в се­реди­не филь­ма — и всё пре­дыду­щее об­ре­та­ет сов­сем иной смысл. Буд­то вы си­дели на сол­нечной по­ляне, а по­том рез­ко вклю­чили дождь. Зри­теля ого­роши­ва­ют, вос­при­ятие вы­вора­чива­ет­ся на­из­нанку, и сю­жет прев­ра­ща­ет­ся из обы­ден­но-се­мей­но­го в дра­матич­ный. Ста­новит­ся по­нятен смысл не­выра­зитель­нос­ти ху­дожес­твен­ных средств. Ав­тор при этом на про­тяже­нии все­го по­вес­тво­вания не да­вит сле­зу, но тон­ко иг­ра­ет на вос­при­ятии. По­луча­ет­ся очень тро­гатель­но.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

«Кот­буль» / Kitbull (2019)

реж. Ро­сана Сал­ли­ван

«Кот­буль» — ко­рот­ко­мет­ражка сту­дии Pixar, к ко­торой прос­то не­воз­можно ос­тать­ся рав­но­душ­ным. Её наз­ва­ние объ­еди­ня­ет сло­ва «кот» и «пит­буль» — двое этих жи­вот­ных ста­ли глав­ны­ми ге­ро­ями ис­то­рии.

Ма­лень­кая кош­ка, оби­та­ющая на го­род­ских зад­ворках, сме­ло про­тивос­то­ит опас­ностям без­домной жиз­ни и, ка­жет­ся, не стра­да­ет от оди­ночес­тва. Жизнь в кар­тонной ко­роб­ке кош­ка раз­де­ля­ет с плю­шевым сло­ником, и это пол­ностью ус­тра­ива­ет её. Но что слу­чит­ся, ес­ли по со­седс­тву с ней по­селят внеш­не гроз­ную бой­цо­вую со­баку?

Идей­но этот муль­тфильм со­чета­ет нес­коль­ко тем, близ­ких каж­до­му. Во-пер­вых, од­ним из глав­ных по­сылов яв­ля­ет­ся важ­ность пре­одо­ления стра­хов и пред­рассуд­ков. Ис­то­рия на­поми­на­ет зри­телю, что пер­вое впе­чат­ле­ние час­то бы­ва­ет об­манчи­вым, а друж­ба и вза­имо­помощь — бес­ценны. Так­же ав­тор под­ни­ма­ет те­му жес­то­кого об­ра­щения с жи­вот­ны­ми, ко­торая, к со­жале­нию, не те­ря­ет ак­ту­аль­нос­ти.

Ви­зу­аль­но «Кот­буль» пред­став­лен в до­воль­но не­типич­ной для Pixar и пол­ностью руч­ной ри­сов­ке в тех­ни­ке 2D. За ос­но­ву де­кора­ций взят один из рай­онов Сан-Фран­циско (Mission District). Очень тон­ко пе­реда­на плас­тичность и ди­нами­ка дви­жений пер­со­нажей, в час­тнос­ти кош­ки, по­веде­ние ко­торой выг­ля­дит очень прав­до­подоб­но и вы­зыва­ет ас­со­ци­ации с на­шими до­маш­ни­ми пи­том­ца­ми.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb