Это "второе издание" моих мыслей о финно-уграх, которые ранее я изложил в своём Живом Журнале, с исправлениями и дополнениями.
Поскольку формат там более вольный, я хотел бы изначально попросить прощения у читателя за ненаучный стиль письма; видя основную контингент комментаторов Дзена, а так же те материалы, которые здесь пишут, я полагаю, что эта статья не будет особо хуже. Но я уже подготовился к обильному бурлению, мне это не в первой =)
Но для тех, кто действительно интересуется этой темой, статья может быть интересной, поскольку такого рода обобщяющих статей я нигде не видел.
Впрочем, и сама вся эта статья написана в духе именно "Вольного рассказа". Поскольку наука строится на эмпирическом опыте, большую часть того, что здесь написано, я напрямую или опосредовано наблюдал сам, а некоторые вещи здесь описанные наблюдал и не только я. Возможно, всё это прошло через призму моего сознания и бессознательного, однако, точность этих наблюдений можете оценить вы, проведя уже свои наблюдения.
Тем, кто хочет сказать: "Статья ни о чём". Конечно, это ваше право, и я даже думаю, что однажды я с вами соглашусь. Но читая абсолютно ничтожные с точки зрения науки статьи (которые наукообразным языком говорят о том, например, что эрзя пришли с запада, и перенимали культуру напрямую из Древней Греции и Римской Империи), выпускаемые некоторыми известными людьми, и которые, самое главное, претендуют на научность, я думаю, что данная статья, которая имеет больше журналистский характер, вполне имеет право на существование, и даже может быть в некотором плане информативной.
Эта статья ни в коем случае не научная, поскольку в ней отсутствует научный метод (измерение). Здесь, повторюсь, мои наблюдения.
Впрочем, желаю вам приятного чтения. Разделы я выделил, чтобы вам было удобнее ориентироваться.
Содержание (По ссылке можно прочитать "первое издание").
1. Лирическое вступление. О том, какими путями я пришёл в это дело, и какие допущения нужно сделать при чтении этой работы. Можно пропустить.
2. Откуда пошёл финно-угр? Рассказ о том, откуда есть-пошли финно-угры.
3. Финно-угорская психология (Первая часть). Тут же (Вторая часть) Как финно-угры видят мир.
4. Исторический очерк, в том числе эрзянского и венгерского народа древних времён. Русские в контексте финно-угрии, и описание эрзянского народа . Также описывается венгерский народ.
5. Финно-угорская архитектура. Описание типовых домов у финно-угорских народов, а также сравнение их с индоевропейскими домами.
6. Финно-угорская музыка. Описываются основные мотивы финно-угорских песен.
7. Заключение. Взаимовлияние финно-угров и индоевропейцев.
I. Лирическое вступление
Когда я был совсем небольшой, я даже не думал, что когда-нибудь буду увлекаться малыми народами. Казалось бы, что может быть интересного в этих маленьких народах? Когда я слышал слова: «Манси», «Удмурт», и т.д. я себе представлял либо стариков в чумах и поношенной одежде с тяжёлым взглядом, либо весёлых широкоформатных бабулек, обязательно с караваем, и которые являются совершенно неотличимыми от русского народа.
Но как же со мной произошла такая перемена, что случилось? Расскажу всю историю по порядку.
Изначально я был стабильно глупеньким человечком (да, наверное, и сейчас я таким остался), которого интересовали только в лучшем случае пляски. Вообще, так всегда получалось, что мне всегда были интересны чрезвычайно узкие вещи: когда мне было 7 лет, я знал все флаги и все столицы всех стран. Однажды мой брат даже поспорил со своим другом на сто рублей о том, что я отгадаю столицу Брунея. Брат выиграл.
Потом, в 14 лет я начал интересоваться танцами в стиле DnB. Танцевал себе спокойно, мимоходом узнав, что этот танец придумали венгры. А тут вдруг под новый год, в 19 лет я решил почитать старые комментарии венгров. И я ничего не понял. Решил послушать группу Kárpátia, и песню Szép vagy, gyönyörű vagy, Magyarország. Реакция была такая: как таким милым языком можно петь такие патриортические песни? И меня это задело.
Так началась моя история интереса к финно-уграм. Точнее, изначально это был интерес к венграм, а уже затем у меня вырос интерес к финно-угрии в целом, поэтому достаточно большой кусок этого блога будет посвящён именно венграм.
Затем я узнал, что у меня есть кровь какого-то из двух… Как назвать? Эрзянского или мокшанского народа. И я начал интересоваться ими.
И я должен сказать – это целая вселенная!
В данном блоге я хотел бы рассказать о том, что я накопал про финно-угров в течение этих 5 лет. Должен сказать, что я в большей мере пытался понять две вещи: лингвистику и психологию народа. Я пытался рассматривать и музыку, но по этой части мои знания весьма отрывочные, поскольку я не имею музыкального образования. Впрочем, я надеюсь, что, либо я освою, либо кто-то ещё освоит.
Я вполне готов к тому, что мне придётся сжечь этот блог ещё лет через 5, по нескольким причинам.
1. При исследовании я практически ни на что не опирался: т.е. здесь описан больше субъективный опыт. Однако, я читал и другие работы, косвенно связанные с данной работой. На них я тоже буду иногда ссылаться.
2. Возможно, я узнаю, что-то ещё, и в результате я вынужден буду пересмотреть свои взгляды.
Кроме того, невозможно показать культуру, не сравнивая её с другими. Я постараюсь описать культуру как со стороны внешнего подхода, так и внутреннего, глазами финно-угра. Хотя я с математической точностью не могу утверждать, что я чувствую себя финно-угром (да и, собственно, что такое финно-угр?), но я думаю, что эти народы ближе всего ко мне. Впрочем, если у меня дойдут руки, и я смогу перевести этот блог хотя бы на венгерский, то пусть они мне лучше скажут – правильно ли я понял их культуру, или нет.
Также я прошу снисходительно отнестись учёным к данной работе. Разумеется, я не всемогущий человек, который всё знает, но из того, что я узнал, я уже сейчас могу сделать некоторые выводы, может быть, и неправильные (к тому же, я вовсе не гуманитарий, а инженер-авиаконструктор, сильно интересующийся данной темой). Поэтому, если хоть кто-то серьёзный решит прочитать данную работу, прошу её прокомментировать и раскритиковать с точки зрения науки. Буду очень благодарен. Повторюсь, моей целью не было «прославиться» или «показать людям правду, которая скрывается властями». Таких любителей очень много: недавно я читал работу одной тётеньки, которая слово «волга» объясняла латинским происхождением. Действительно, я мог бы и не писать, а отложить на «попозже», когда я буду знать немного больше. Однако, у меня нет никаких оснований полагать, что я буду жить и здравствовать достаточно долго (точно так же, как и оснований полагать, что я завтра умру), поэтому, лучше это сделать сейчас, и потом самому себе написать опровержение, чем не написать вообще ничего.
Я просто решил поделиться тем, что я накопал из достаточно скудных источников, а также своими собственным глазами.
Впрочем, я не считаю, что время потрачено зря. Более того, изначально не было идеи писать этот блог – мне просто было интересно; а в моей картине мира нужно прежде всего отдавать время тому, что интересно. Я не просто собирал информацию – я чувствовал это всё, и радовался тому, что я нахожу ответы на вопросы, которые я перед собой поставил.
Поэтому, я готов к признанию, что эта работа – ничтожная, но одновременно для меня эта работа очень важна, поскольку это отражает именно мой опыт, и это то, что останется после меня и, по крайней мере, из этой работы частично можно будет сделать вывод и о моём восприятии, даже для меня спустя некоторое время.
3. Вступление для радикалов всех видов.
Бесспорно, я уверен, что эту работу будут читать также и радикалы.
Вынужден признать, что я тоже достаточно радикальных взглядов. Наверное, в силу своего небольшого возраста (24 года). Бесспорно, у меня тоже есть определённые патии и антипатии по отношению к тем или иным народам. Но в данной работе я постараюсь абстрагироваться от личных интересов в духе «Этих побить, тех вознести на трон». Любые высказывания, которые могут иметь провокационный характер, я буду стараться подкреплять известными и авторитетными источниками, так что многостороннему обзору подвергнутся все – в том числе и мои любимые финно-угры.
Чтобы читателю было легче вычленить из текста «влияние моих взглядов», я должен признаться перед читателем, какие взгляды я имею.
Прежде всего, надо отметить, что я – финно-угорский националист. Говорю об этом честно и откровенно. Это значит, что я буду делать всё лучшее для финно-угорского этноса. Я считаю себя его частью. Но я должен сказать, что я стараюсь всячески избавляться [с момента написания данной статьи - практически избавился] от какой-либо ненависти к другим народам, и – да, я считаю, что народы обладают священным суверенитетом на своих землях. То есть я никогда не буду призывать к уничтожению или порабощению других народов, тем более на их же землях.
Я постарался сделать всё для того, чтобы нивелировать влияние моих взглядов.
Но если мы говорим о «народе», то мы должны абстрагироваться от «героев» и «негодяев», и рассмотреть среднестатистического человека. Достанется всем =)
II. Откуда пошёл финно-угр?
Финноугры являются частью уральской языковой семьи. Уральской – не значит, что чистейшие её носители сейчас живут на Урале. Но распад уральской общности произошёл именно на территории Урала 5-8 тысяч лет назад (споры идут до сих пор). В тот момент ещё не существовало ни славян, ни англичан, ни нью-йоркских небоскрёбов. Только человек и суровая природа.
UPD. Сейчас появились гипотезы, что прауральцы на самом деле образовались в Поволжье.
Примерно в тот же период западнее, предположительно на территории Причерноморья (хотя некоторые считают, что это было Поволжье, или же вовсе армянское нагорье), существовала праиндоевропейская общность. Я не большой специалист по палеоклиматологии, но я полагаю, что на Урале климат был гораздо суровее, чем на причерноморье, ровно так, как это и сейчас.
Палеогенетики установили, что классической уральской гаплогруппой (генетическая мутация, имеющая общего предка) является гаплогруппа N. Её остатки возрастом 20000 лет назад были найдены на территории Маньчжурии (и я так полагаю, что китайцев тогда, по крайней мере, не было. Однако, здесь возникает конфликт с лингвистами, преимущественно российскими (просьба не смеяться, наши лингвисты РЕАЛЬНО очень серьёзные ребята), которые объединяют уральские языки, индоевропейские языки, тюркские языки и прочая прочая в одну – праностратическая макросемья, предки которой (гипотетически!) существовали 20000 лет назад.
Разрешение этого спора мне неизвестно. Я прекрасно осознаю, что я не большой специалист во данных областях, и оценку данного предположения я оставляю читателю, но я полагаю, что ситуация была следующей (я же могу высказать гипотезы, верно?).
Вследствие малой населённости территорий, те законы, по которым сейчас живёт демография, не работали в тот момент. Условно, любой романтический вечер с украденной девушкой из другого племени мог привести к созданию новой цивилизации, потому что парень говорил на одном языке, девушка на другом, а дети, вероятно, могли говорить на суржике. И спустя несколько поколений, когда носителей суржика становилось больше, племя могло разъединиться.
Я полагаю, что именно таким образом была создана прауральская макросемья. Пришли люди неизвестной нам гаплогруппы, которые были носителями праностратического языка и ассимилировали часть племени гаплогруппы N. Так появились протоуральцы. И затем неизвестная гаплогруппа выродилась, а осталась только гаплогруппа N; гаплогруппа, вообще говоря, не является показателем внешности, но вполне может с ней коррелировать.
К какому именно народу относилась эта гаплогруппа – вопрос спорный. Сейчас наибольшее количество носителей этой культуры – это якуты из алтайской языковой семьи. Однако, на мой взгляд, гораздо больше протоуральцы могли контактировать с енисейскими племенами.
Поэтому, вероятнее всего, уже на этапе уральской общности прауральский этнос был весьма неоднороден по своему составу: там были как лица с «явным праностратическим прошлым», так и остатки взаимодействия с алтайцами, так и с кетами .
Среди финно-угров я видел людей с достаточно специфической внешностью, больше похожей на кетов из енисейской семьи (близко посаженные глаза), которых больше среди эрзян (Пример – Александр Учеваткин, Патриарх Кирилл), но видел и людей с очень широкими лицами и широко посаженными глазами, которых, в том числе, можно встретить больше среди финнов (Эрзя - Мария Захарова, или финн Саули Ниинисте, или директор таллинского музея под открытым небом Эинике Соовяли)
Также в протоуральском много слов, которые имеют общие корни с кетскими языками, например, kasa – расти.
На данный момент я думаю, что это и есть результат того смешения, которое случилось тогда.
III. Финно-угорская психология
1 часть
Прежде всего, достаточно важной основой психологии является отношение к смерти.
Для угрофиннов характерно достаточно пассивное отношение к смерти. Они считают, что смерть – это то, что прямо здесь. Индоевропейцы же пытаются как будто себя обессмертить. С этим связаны такие имена, как Александр Македонский, Наполеон. У финно-угров же этого не наблюдается.
В частности, венгры сами себе покупают место для могилы, и даже ставят памятник с невысеченной датой смерти.
И в силу этого отношения финно-угры занимаются тем, что им нравится, а не пытаются посильнее себя обозначить на карте вселенной, как это делают индоевропейцы.
Также очень характерно отличие финноугров от индоевропейцев по отношению к формальностям и «неформальностям». Можно было бы даже сказать, что индоевропейцы тщетно пытаются изучать угрофиннов своим формальным научным аппаратом. Но более всего различие наблюдается при рассмотрении отношения к «национальным идеям».
По этой причине финноугры всегда насмехаются, изгаляются над различными лозунгами и движениями, которые им пытаются втирать как «национальную идею». Особенно это красиво выглядит у финнов и у венгров. Чтобы понять, насколько им не важны все «национальные идеи», можно почитать превосходную статью покинувшего мир Петера Эстерхази в издании «Что такое венгр?» (В русской версии - "Венгерский гений"). Насколько он красиво издевается над самой идеей «венгерского» и «европейского» в Венгрии! В отношении же финнов – рассказ «Окопная улица» (читал, но недочитал). Автор глазами Матти издевается над теми, кто получил звание «ветерана войны», и теперь им полагается дом, и Матти задаётся вопросом, что разве он не является ветераном войны домашней, и ему не полагается дом?
Также очень интересным является роман 30-ых годов прошлого века Тибора Дери «Ответ». Глазами ребёнка там рассматривается жизнь рабочего, и там тоже есть очень интересная черта, которая прослеживается практически во всех угрофинских произведениях: рассмотрение различных вещей с точки зрения обычного человека. Очень интересно отношение к коммунистам и националистам. Там ярко выражено разделение между пролетариатом и коммунистами: пролетариат в произведении Дери не любит коммунистов. И в этом можно увидеть пересечение со словами Матти из финляндии.
У индоевропейцев же всегда идёт проработка национальной идеи. Они не могут жить без национальной идеи, потому что она даёт им свет, и она становится воплощением всех чаяний индоевропейского народа. «Американская мечта», «коммунизм», «европа» - всё это идеи, к которым они стремятся. И надо сказать, что определённых успехов такое видение всё-таки добивается: красивая картинка, которая заставляет людей работать на благо некоего общего будущего. «Идея», «слово» - в эти выражения индоевропейцы вкладывают великий смысл!
Ничего этого нет у угрофиннов. Нет у них и картинки, нет и картинки с красивым будущим, потому что среднему угрофинну понятно, и он именно осознаёт ,что люди какими были, такими и останутся, и всё, что имеет смысл – просто жить и наслаждаться (или страдать), в то время, как индоевропейцы лелеют мысль научить себя и всех вести себя определённым образом (ах, тяжёлая тема!). Жизнь в их понимании не изменится – будет всё в чём-то хорошо, а в чём-то плохо. Такой своего рода даосизм – принять жизнь во всём её убожестве и очаровании.
В одной работе, посвящённой народу Манси (Буркова В.Н., Феденюк Ю.Н. и др. -«Агрессивное поведение у народов Ханты и Манси: этнический аспект») сообщалось, что обские угры – это народ в целом молчаливый. У мужчин ценится упрямство в достижении цели и умение держать язык за зубами в случае агрессии. По этой причине ругань была крайне редким явлением у манси. Интересный факт, что то же самое мы можем наблюдать и в отношении к эрзянскому и мокшанскому народу: есть даже поговорка: «упрямый как мордвин». Как мне в личной беседе отмечала одна из собирательниц культур, которая общалась с разными представителями разных культур, эрзянский народ действительно очень упрямый в своём движении к желаемому, и их тяжелее переубедить.
Вообще говоря, такие науки, как психология и социология были придуманы именно индоевропейцами, чтобы понять, по какому пути лучше пойти, чтобы сделать жизнь лучше.
Кроме того, я заметил интересную общую и очень важную социологическую черту в трёх сообществах, причём именно при сравнении их с классическими индоевропейскими: это сообщество эстонское, венгерское и эрзянское.
Чтобы было более понятно, о чём речь, я должен сделать небольшое отступление.
Отличительной чертой всех венгерских революций является то, что их всегда поднимали дворяне. К примеру, в 1848 году лидером революции был дворянин Иштван Сеченьи, а также дворянин «низшего звена» Лайош Кошут. Их поддержали и другие дворяне. При этом, в венгерском сообществе не было сильного противостояния между простым народом: когда для дворян наступили не лучшие времена, они сбежали в деревню, где простые люди о них заботились.
Такую же ситуацию я наблюдаю и теперь у эрзянского народа. Официально там есть две власти: национальная и культурно-народная. Культурно-народную власть можно ассоциировать с народом, поскольку она действительно ближе к народу, а национальную власть – с властью. И люди действительно в курсе всего культурного, что происходит в стране. В сущности, эти две группы – интеллигенция с одной стороны, и профессиональные «управленцы» с другой. В частности, в этом году я был на одном эрзянском празднике. В одном известном коллективе был раскол, и по сути, существовало два коллектива с одним именем, и одна из них была ближе к национальной власти, а другая к культурной, и права принадлежали группе, которая была ближе к национальной власти, т.е. по сути, власть помогала им с организацией праздника. И от внутренних источников я узнал, что на праздник собирается поехать обе группы, что противоречило уже давно установившемуся сценарию праздника. И все ждали, каким образом эта ситуация разрешится. И власть официальная решила услышать культурную власть: на праздник поехал коллектив, который ближе к народу.
Также стоит привести в пример эстонский народ, в котором президент, а также некоторые люди из правительства пели на певческом фестивале в одном хоре с остальными людьми.
Проще говоря: у финнов нет чёткой социальной стратификации. Если у индоевропейцев, и тем более у тюрков низшие слои населения «обслуживают» высшие слои общества, то у уральцев президент и рабочий в психологическом положении занимают одно и то же место. Если у индоевропейцев высшие слои общества не должны вообще смотреть на низшие, а рабочий для управленца – «недочеловек», то в финских странах профессия рабочего является настолько же престижной, насколько и должность президента. По крайней мере, к этому есть куда большее тяготение, поскольку в финских странах люди учатся на профессии потому, что им хочется заниматься той или иной деятельностью, а не для того, чтобы заработать денег, и «плевать потом сверху на тех, кто на карачках ползает». Последнее является исключительно чертой индоевропейского общества, впрочем, об этом уже было упомянуто выше.
В этом отношении труды Ницше (не читал напрямую, но косвенно) являются просто сверхиндоевропейскими: есть люди с «рессентиментом», а есть те, кто «право имеют».
При всём при этом, очень интересной чертой является постоянное стремление к равенству и честности, и в связи с этим финно-угры друг друга по большей части недолюбливают. Особенно это заметно у венгерского сообщества (кстати, Иштван Сеченьи откровенно не любил Лайоша Кошута, и это далеко не единственный случай). Народ также «любя ругает» своих правителей или тех, кто в чём-то лучше или богаче их. Очень интересным был случай, когда в одной беседе одного эрзянского азора мне сначала назвали «очень классным», а потом сказали «вот он сам богатенький, мог бы и сам что-нибудь сделать». Такую же картину я наблюдаю и у венгерского народа: в целом, они любят своего премьер-министра, однако нет, мне кажется, ни одного венгра, который не ругал бы его за его связь с олигархатом. Они могут раскритиковать любого, вне зависимости от его деяний, но при этом продолжать его уважать. То есть, если сказать проще, нормальной реакцией финно-угра будет: «Он герой! Гений! Но сказал какую-то ахинею». Очень показательны в этом плане слова Сыреся Боляеня о словах, по сути, живой легенды эрзянского народа Шаронова (собравшего эрзянский эпос Масторава), который сказал, что книгу «Мордвась» нужно сжечь:
(Орфография сохранена)
Шумбрат уледе, ялгат! (Приветствую вас, друзья – перев. Авт.)Семен пишет: Их тиражи следует сложить в огромную кучу перед Мордовским книжным издательством, облить бензином из бака нового «Мерседеса» и сжечь (Цитата Шаронова- прим. Авт.) Извините, друзья, не могу через себя перешагнуть!!! Не могу заставить себя одобрить такие методы, даже если это очень плохие книги, даже если их предлагает член союза писателей России, доктор филологических наук. Уж очень свежо в памяти! Уж больно плохо кончали все те, что начинал борьбу за новое, подобными методами. Это не путь к новому, это по кругу. Кому нужны те же самые, называющие себя по другому? -Никому!!! Александр Маркович, я в недоумении!!! А может Семен что перепутал?
Обратите внимание на то, что он раскритиковал утверждение, несмотря на то, что Шаронов – один из самых уважаемых, если не самый уважаемый человек в эрзянском мире. Учитывая, что эрзянское сообщество небольшое, и все «как на ладони», любые активисты сразу становятся заметными. В индоевропейских странах и обществах критиковать людей, которые «добились успеха», если это так можно назвать, не принято.
Финно-угры, как правило, скромные и честные (а в Финляндии именно скромные и честные).
Так, очень интересным является ярчайше угрофинский поступок венгерского нациста Чанада Сегеди, который внезапно узнал о своём еврейском происхождении, и после чего вышел из партии, совершил обрезание, уехал в Израиль, принял имя Давид и теперь живёт как правоверный иудей.
Другой пример: президент Финляндии Саули Ниинистё, придя на выступление своей жены, спокойно сел на ступеньки, и никакого фурора это не вызвало. Если бы Путин так сел – каково это было бы?
Ну и, обсуждать отсутствие коррупции в Финляндии можно бесконечно. На эту тему они считают так: воруя, они вредят всей стране, и себе в частности, так зачем тогда так делать?
Интересно, что в России думают то же самое, и всё равно воруют :D
2 часть.
Очень интересно и отношение к деятельности как таковой. У индоевропейцев всё строится вокруг успеха, в той или иной мере, и отсюда они делят, иерархизируют весь мир на «успешных и неуспешных». Успех у американцев и британцев измеряется деньгами и личным благосостоянием (также измеряемым денежно). У славян – силой (больше физической) народа. У французов критерием успеха является степень свободы человека, а у греков – степень свободы страны.
У финно-угров понятия успеха нет как такового в принципе. Для них важно, что человек делает, едва ли не руками. Успех ведь обусловлен не только способностями, но и умением говорить. И поэтому, народные умельцы (и певцы) у финно-угров пользуются огромным уважением, в то время, как богатство не является чем-то важным, а хорошее самоощущение от своего влияния или своих денег вообще ставят под сомнение. Потому что финно-угру не понятно, как можно сидеть без дела и чувствовать себя счастливым. Для финно-угра работа – вполне полноценная часть жизни, и поэтому он, скорее, будет делать то, что ему хочется, а не то, что нужно. Также, основным понятием является семейное благополучие как единого организма. И оно превосходит желание успеха. Можно было бы сказать, что эти два понятия очень смежные, однако, рассмотрим пример.
Когда индоевропеец идёт на работу, он думает: «сколько я денег смогу заработать, чтобы люди признали, что я успешен?» Когда он в семье, он думает: «насколько моя семья обеспечена, чтобы люди признали, что я успешен?»
Когда угрофинн идёт на работу, он думает: «сколько денег я смогу заработать, чтобы семье было хорошо?», и когда он в семье, он думает: «насколько я достаточно делаю, чтобы моя семья была счастлива?
Далее рассмотрим очередь на какое-нибудь мероприятие.
Когда индоевропеец стоит в очереди, он думает: «Я вот сейчас стою в очереди. Я такой крутой, я личность, и почему я должен стоять в этой очереди?»
Когда угрофинн стоит в очереди, он думает: «Вот, мы все стоим в очереди. Наконец-то, слава богу, что мы собрались всем нашим дурацким крошечным народом. Жалко, что очередь медленно идёт, ну ничего, есть время подумать, представить, как оно будет».
Анализ же финского народа даёт понять ещё одну вещь: для них тело – это всего лишь тело, а самое главное в человеке – душа. Поэтому они собираются в саунах, и в обнажённом виде разговаривают друг с другом; в отличие от индоевропейского народа, где телу придаётся крайне большая роль, и обнажать его без надобности означает вести себя разнузданно.
Также необходимо отметить достаточно высокое положение женщины в финно-угорском обществе: она, будучи хозяйкой, может спокойно погонять мужчиной. В индоевропейских же сообществах, особенно древних, женщина занимала строго подчинённое положение.
Добрачные связи в мансийском обществе не считались чем-то зазорным: если у девушки был добрачный ребёнок, то это значило, что она может выносить ребёнка, а значит, она может продолжать род.
Вообще говоря, индоевропейские девушки ищут, кому бы служить до гроба, а финские – с кем бы жить было бы возможно.
Также самой характерной чертой финно-угров является пение. У обских угров был целый спектр песен: личные, ритуальные, мухоморные (даже такие!), и ещё несколько типов.
Если смотреть ближе к Европе, то примечательно заметить следующее. Во времена распада СССР в Эстонии проходили певческие протесты, и они исполняли огромную массу песен. Самой известной акцией была акция 11 сентября 1988 года, когда на певческом поле собралось 300 тыс. эстонцев, т.е. 1/5 тогдашнего (и 1/4 нынешнего) населения страны. Разумеется, русские, которые там были, не хотели распада СССР, и поэтому они тоже пытались петь. Однако, кроме «Катюши» они практически больше ничего не вспомнили.
Теперь же затронем более нелицеприятные черты в принципе любого народа, которые можно найти в тяжёлых условиях.
Для индоевропейского общества характерная всеобщая кастовизация общества. Особенно хорошо это проявляется в тюрьмах: там есть авторитетные «воры», если средний класс: «мужики», а есть «козлы» и «опущенные». Самое интересное, что ровно такую же иерархию я вижу в обычной, не тюремной жизни, но выраженную, естественно, не так сильно. Я бы сказал так: тюрьма – это бессознательное индоевропейского общества. Такую же иерархию, только более жёсткую, я наблюдаю и в тюркских странах (кстати, для тюркских стран характерна клановость: «я отношусь к древнему и очень уважаемому роду...».)
В финских и эстонских же тюрьмах этого нет: людей просто изолируют, но не «сажают на бутылку». Но надо отметить, что это есть в венгерских тюрьмах: это связано с славянизацией и тюркизацией исконно угорского этноса.
Ситуацию с немецкими тюрьмами можно объяснить немецкой идеей «просвещённой европы», и они не нашли ничего лучше, кроме как контролировать каждый шаг своего гражданина, и обеспечивать его всем необходимым, как только ему это понадобится. Такой себе тоталитаризм: но немцы не особо страдают, поскольку для немцев закон – важнее всего. Если закон введён, значит, его нужно исполнять всегда. И именно в силу этого немецкие тюрьмы не являются адом на земле, как это можно сказать про российские, украинские, казахские и другие тюрьмы.
У финно-угров же недостаток – слишком критичное отношение ко всему, и часто это приводит к пессимизму и депрессии, в то время, как индоевропейцы, по большей части, оптимисты. Поэтому финно-угры даже себя самих считают «пессимистами». Они раскритикуют абсолютно всё, даже идеи о «Величии финно-угрии». В частности, некоторые эрзя пытаются проталкивать идею и Великой Эрзянской Земле, но особенным авторитетом (если это так можно назвать) эти люди не пользуются.
Также их мировосприятие, скажем так, очень странное для русских. К примеру, один известный эстонец учился в Москве, и когда его спросили, «А что вас больше всего поразило в Москве?», он ответил: «Когда я в первый раз пришёл в столовую, у меня украли соль». То есть, его оставили абсолютно равнодушными архитектура Москвы, и величие города!
Но при этом надо отметить, что то, что у немцев «европейскость» получается через полное подавление своей исконно-индоевропейской сущности, у эстонцев и финнов же не вызывает не малейшего напряжения и получается само собой.
На мой взгляд, с этим связаны феномены хохломской росписи, тавлинской игрушки, и так далее. С точки зрения классического индоевропейца, делать игрушки просто так (ну или почти просто так) – это бессмысленно. Ну, по крайней мере, из этого можно сделать бизнес. Но это точка зрения индоевропейца: для него работает такая цепь: заработать – обессмертить себя. Но финно-угорские ребята бесспорно талантливы в том, что они делают, поскольку они делают это не ради денег, а ради себя.
Однако, сейчас и индоевропейцы начинают приходить к мнению, что что-то нужно делать и для себя. И всё равно они это делают с очень сильным индоевропейским акцентом. И даже такие науки, как психология, социология, сделаны под некоторым финно-угорским влиянием.
Потому что индоевропейцы видят, насколько упоённо и с удовольствием работают финно-угры над своими детищами, и вот, они тоже пытаются построить свою работу так, чтобы работать с таким же упоением и удовольствием.
К примеру, песня Fake Plastic Tree группы Radiohead – это классический пример индоевропейского творчества для себя. Эта песня о человеке, который чувствует себя сломавшимся механизмом в мире, где принято быть кем-то: любить каким-то образом, жить каким-то образом. Главное – быть как «они».
UPD. С отступлением.
Что касается общественного строя, то для финно-угров очень характерен матриархат. (кстати, здесь я вижу пересечения с борьбой за равноправие полов, который начался с индоевропейских народов, которые, видимо, подхватили эту фишку у финно-угров, и пропустили через своё сознание). Когда нынешние российские финно-угры начинают говорить: "вот, это недостаток", это вызывает у меня лично огромное удивление, поскольку это говорит именно о русификации финно-угров.
Они обосновывают свою позицию так: "Нам нужен крепкий, волевой лидер, чтобы вести финно-угров к достойной жизни, а женщина принимает решения на эмоциях, и поэтому государством она управлять не может". Мне эта логика совершенно непонятна по нескольким причинам. Во-первых, куда нужно вести финно-угров? Всё в их собственных руках. Надо просто получить качественное образование (которого практически нет), и тогда уровень жизни вырастет сам собой.
Но мне также непонятен и другой аспект - насчёт способностей женщин. Я просто вынужден сделать большое отступление здесь, чтобы читатель понял, почему я не согласен.
По образованию я инженер-конструктор авиационной техники. Я работал в одном очень известном предприятии, которое занимается выпуском авиационной техники. И фишка в том, что люди оттуда уже строили один самолёт, который прошёл сертификацию в европейских органах (т.е. полностью безопасен, или, по крайней мере, не менее безопасен, чем зарубежные аналоги; все помнят, как недавно опозорился Боинг, когда выяснилось, что с сертификацией у них были огромные проблемы, тем более, что их сертифицирует не европейское агентство, а американское, а европейское агентство, в свою очередь, принимает сертификаты американские). И отделами, которые занимались проектированием техники, руководили именно женщины. И я должен сказать, что это реально были мастера, которые каждый свой шаг сверяли с авиационными правилами, и, если какие-то эмоциональные решения и принимались, то об эти решения тут же спотыкалась сертификация.
И, возвращаясь к теме, возникает вопрос: а в государственной деятельности разве есть принципиальная разница от самолётостроения? И там, и здесь имеются правила. Разумеется, есть случаи, когда совсем не знаешь, как поступить, но тут каждый человек будет выбирать эмоционально, вне зависимости от пола.
И в завершение этого дополнения: Эстонией руководит женщина, и надо сказать, что уровень жизни там достаточно высокий.
IV. Исторический очерк, в том числе эрзянского и венгерского народа древних времён
Стоит сказать, что глобализация началась с древних времён, и продолжается по сей день. Уже в бронзовом веке на территории Урала уживались и уральские, и иранские, и енисейские племена. На самом деле, любая глобализация – это всегда стресс, конфликт, поскольку другой народ – это народ с другими взглядами. И в действительности, разница даже в подходе к жизни настолько разная у разных народов, что даже сейчас те или иные люди, впрочем, называя свои взгляды красивым словом «идеология», не подозревают, что это всё древнейшие вещи.
Когда ко мне подходит молодой человек, и говорит, что «Нужно трудиться для лучшего будущего», я понимаю, что это индоевропеец. Когда ко мне подходит человек, и говорит «Делай, что хочешь», я понимаю, что это финно-угр. Когда ко мне подходит человек, и говорит «делай так, чтобы твоя бабушка тобой гордилась», я понимаю, что это татарин.
Сейчас уже всё настолько перемешалось, что уже никогда в жизни не найдёшь чистого народа. Поэтому и здесь я тоже не отойду от принципа – описать среднего человека.
Рассмотрение феномена русских.
Когда взрослые люди начинают спорить о том, что русские – это угрофинны или это чистые славяне, мне становится откровенно смешно. Как я уже говорил выше, сейчас уже установить, кто есть кто в действительности – невозможно: всё перемешалось. Особенно сейчас, когда Россия включает в себя массу различных народов. Но если мы рассмотрим процесс становления русского этноса в своём процессе, то всё станет несколько более понятно. Я не буду уподобляться тем, кто пытается указать на что-то там, но я постараюсь описать этот процесс так, как я его вижу. Опять-же, не стоит воспринимать это как истину в последней инстанции.
Первоначально надо сказать, что контакты пост-уральцев с индоевропейцами были с древних времён. В частности, найдены остатки мирного взаимодействия германо-балто-славянской общности с угрофиннской волосовской культурой.
Начнём рассмотрение с древних времён, когда славяне только пришли с места своего образования (примерно начало первого тысячелетия нашей эры).
Изначально на территории Москвы жили балтские и угрофинские народы. Балты (Голядь) жила к западу от Москвы, и их ареалам принадлежат такие названия, как Дубна, Сетунь, Можайск. Угрофинны племени Меря жили на севере, и их названия: Яхрома, Кинешма, Вичуга, Вологда, Сунгирь итд. Я слышал многочисленные легенды названий, особенно забавной является легенда про название «Кинешма», однако, это всего лишь байка из той же обоймы, что этруски были русскими.
Угрофинны племени Мещёра жили на территории Рязанской области и частично Коломны и, по свидетельствам князя Курбского, они были «близки к мордве». Дальнейший анализ показал, что, вероятнее всего, они были ближе всех к эрзянскому народу (и имели цокающий диалект).
Угрофинны племени Мурома жили на территории Нижегородской и Владимирской области. По всей видимости, они так же были близки к эрзянам (укающий диалект), и в конце концов были ими ассимилированы.
Угрофинны племени Эрзя жили на территории Нижегородской области, и лишь потом они сдвинулись в сторону современной Мордовии.
При этом надо сказать, что вокруг топонимов и гидронимов существует масса фальсификаций, к примеру, слово «Москва» пытаются объяснять с помощью языка Коми. На мой взгляд, это совершенно неправдоподобный подход.
Надо отметить, что уже на тот момент прошло взаимодействие иранцев с угрофиннами, и поэтому угрофинны уже в некоторой мере приняли в свой уклад жизни что-то иранское (хотя и не так много). Например, социальное неравенство у муромы, скорее всего, имеет именно иранские корни, поскольку у финнов мы его на наблюдаем.
Надо отметить, что информация о жизни данных племён разнится. К примеру, «мордовские племена» согласно разным источникам (Юлиан Венгерский, «Повесть о водворении христианства») были очень кровожадными, но вполне вероятно, что это из-за отношения к язычникам.
После прихода славян началось освоение земель, которое иногда приводило к столкновениям с местным населением (Например, с Кучковичами). И тут начинается самое непонятное.
Славяне были, согласно Соловьёву гостеприимными, с патриархальными отношениями (хотя, согласно некоему «духовному христианскому племена Вятичей и Радимичей по его источникам матерились перед отцами и были многожёнцами, а дреговичи друг друга убивали – вот оно отношение летописца к язычникам!). При этом девушки пользовались полной свободой: они сами решали, куда и с кем уйти, но если уходили, то их дом о них больше не заботился. Отцовский же авторитет был непререкаем.
Из этого описания видно, что славянское общество не было «исключительно в чёрных тонах». Однако были определённые высшие категории: «князья» и «дружина», а были и низшие категории, т.е. налицо классическое индоевропейское разделение
Что интересно, в эрзянском эпосе о Тюште было описано, что выбор Инязора проходил по жребию, и когда Тюште выпала доля управлять народом, он сначала отказался.
Т.е. выходит, что борьба за власть в России – это исключительно славянское или иранское явление, а для финнов изначальных это не характерно. Однако, любовь к природе, «берёзкам» является исконно финской чертой (её можно обнаружить и у эстонцев, и даже у венгров), и по всей видимости, она пришла именно от финнов.
Таким образом, мы можем заключить, что русские – это комплексный народ, у которого есть черты как финнов, так и индоевропейцев, но нельзя называть их абсолютно финнами или абсолютно славянами. На данный момент это смешанный народ, который имеет черты и тех, и тех.
Особенности венгерской лингвистики и венгерского народа.
Очень большие споры идут в Венгрии насчёт их происхождения. Дело в том, что некоторые из них считают себя потомками гуннов, а тут даже появилась информация, что заказали исследование насчёт тюркского происхождения венгров. Некоторые считают себя отдельной, ни с кем не связанной языковой семьёй. Действительно, я бы с радостью согласился с последним утверждением.
Но надо сказать следующее. Венгерский язык по количеству языков, принявших участие в его формировании, является одним из самых богатых. Изначальный пласт представляет собой праугорскую лексику и праугорскую грамматику. Затем следует достаточно чувствительный пласт финно-пермских и небольшой пласт иранских языков. Затем следует также пласт тюркских языков, затем огромный пласт славянских языков.
Какими венгры были вначале? Я полагаю, что такими же, как и все финно-угры: молчаливые, спокойные пессимисты. Разумеется, ближе всего были манси, но тогдашние: на сегодняшних манси уже в некоторой мере повлияли татары и русские. Далее они восприняли тюркский субстрат: отсюда они получили патриархальность и почтение перед старшими. А далее они восприняли славянский субстрат – и получают его до сих пор: они получили возможность ставить цели для развития.
И естественно, вместе с языками менялась и структура венгерского общества. Так что, в сущности, теперь это тоже комплексный народ.
Впрочем, до сих пор у венгров можно найти древние финно-угорские черты, например, отношение к песне и к природе. К примеру, стихотворение Шандора Петёфи "Альфёльд" очень сближается по духу со стихотворениями раннего Есенина. А Есенин, в свою очередь, был не понят среди индоевропейских народов (и в период своего проживания во Франции он рассматривался исключительно как муж известной танцовщицы), что говорит об его несвойственности индоевропейцам.
Подытоживая первую и вторую часть, я полагаю предположить следующее.
На мой личный взгляд, «Высокие моральные качества» финнов, о которых слышно далеко за пределами Финляндии, а также качества менее известных народов, связаны, по всей видимости, с тяжёлыми природными условиями на ранних стадиях формирования уральского, а затем и финно-угорского этноса. Им нужно было выживать, и, по всей видимости, из-за этот ужас всеуничтожающей, всепоглощающей, суровой природы записался глубоко в бессознательное. И отсюда – желание помогать ближним. Финно-угры - это изначально крайне суровый народ.
Индоевропейское общество росло более в «тепличных» условиях. Современные археологи и лингвисты размещают их прародину либо в причерноморье, либо в поволжье. То есть, климатически это народ более южный, и отсюда характерная боевитость. Вместе с этим, за индоевропейцами, особенно, за англосаксами, замечен такой недостаток, как подставы. Для финно-угра подставить кого-либо - немыслимо.
Но при этом, я часто слышал вопрос: «а как же Швеция и Норвегия? Там же тоже равенство?». Я бы ответил на этот вопрос так: там до шведов и до норвежцев жили саамы, которые, скорее всего, наложили определённый отпечаток. Но можно возразить: тогда в России тоже можно говорить об влиянии угро-финского этноса, но при этом мы более неравные! Да, можно, именно поэтому русский этнос имеет в себе толику финно-угорской «душевности» и «взаимопомощи». Но в Швеции и в Норвегии сами шведы попали в более суровые климатические условия, и поэтому способы социального выживания «от саамов» пришлись как никогда, кстати.
V. Финно-угорская архитектура
Надо отметить, что у угро-финнов есть вполне чёткий стиль, который идёт с незапамятных времён. Вот посёлок, принадлежавший древнему угрофинскому племени, которое также относится к ананьинской культуре.
Надо отметить, что на данном этапе трудно проводить анализ, поскольку по форме данные строения ничем не отличались от строений индоиранской срубной культуры.
Но если мы теперь посмотрим на строения в угрофинских странах, мы увидим интересную картину.
Вот типичный дом в ханты-мансийском автономном округе:
Вот дома в г. Суоярви, Карелия
Вот достаточно классические дома в Мордовии, в пос. Подлесная Тавла:
Кстати, если мы посмотрим на архитектуру Брянской области (Почеп), то мы подобной архитектуры практически не увидим, а увидим достаточно типичный русский (славянский) стиль:
Однако, и там можно увидеть, вроде-бы, финно-угорскую, или похожую на финно-угорскую, и даже околотюркскую (квадратные дома с четырёхпокатыми (так можно сказать???) крышами) архитектуру. Объяснение могу дать одно – вынужденная миграция людей во времена СССР, когда людей вытаскивали из своего посёлка и закидывали в другие места страны. Но надо сказать, что и славянскую архитектуру мы можем увидеть, например, в той же Мордовии, по тем же самым причинам.
Но – вернёмся к нашим финно-уграм.
В Эстонии стиль несколько отличается, но всё же, общий стиль выдерживается. пос. Сууре-яяни:
Для сравнения, некоторые дома в Венгрии выглядят так:
Причём надо понимать, что венгерский этнос не является полностью однородным. Далее мы рассмотрим по примеру «славянской» и «тюркской» архитектуры. Чтобы не забивать блог картинками, я представлю всего по одному примеру, любопытные могут открыть Google maps или Яндекс карты и потыкать там улочки в Тыве и иже с ней.
Венгерские дома также могут быть выполнены в тюркском стиле (квадратные дома):
Либо в славянском стиле (больше на юге):
Хочется также, пользуясь случаем, сказать архитекторам: перестаньте строить безвкусное стеклянно-бетонное фуфло, по типу того, что вы понастроили в Москва-Сити, и в Лондоне, и особенно в Саранске. И не стоит строить дом не пойми-какой квадратной формы в селе, где вполне себе выражен какой-либо стиль. Опирайтесь на национальный стиль, этнический стиль, берите от него всё, что можно, и уже затем дополняйте. Потому что, когда я приезжаю, например, в Саранск, и вижу то, что вижу (право, Артемий Лебедев лучше меня описал это место), то у меня слёзы наворачиваются от того, как можно было так изящно испоганить и изуродовать город
VI. Музыка финно-угров
Как я говорил ранее, финно-угры — певческий народ.
Если мы посмотрим на интонацию угрофиннов, то мы увидим, что она практически всегда является достаточно монотонной, если сравнивать с индоевропейскими переливами. Монотонной является и их музыка. К примеру, песня «Гарай кери пенгензэ» является классическим примером уральской музыки. И вообще говоря, уральский стиль постоянно появляется в произведениях и молодых музыкантов. К примеру, Varttina — Eerama.
Гарай кери пенгензэ:
Varttina — Eerama (возможно, песня модерновая, но на тот же манер!):
Финская музыка является шаманской, завораживающей.
Но тексты отличаются тем, что в них нет возвеличивания кого-либо (как в сагах), либо борьбы кого-либо с кем-либо, как это, например, постоянно можно увидеть в английских песнях. Песня про Matty Groves – песня, в которой представлена борьба подмастерья и хозяина за сердце барышни.
А вот когда я прочитал одну из финно-угорских песен моей маме, она сказала: «мда, содержательно». Эти песни очень незатейливые, но очень бросающиеся в память. Вот, например, опубликую перевод эрзянской песни «Пандо прясо од килей»:
(придётся перейти по ссылке, потому что материал помечен как "для детей")
На горе молодая берёзонька
Под берёзкой девица
На руках белое вышивание
Иголка серебряная в нём
А на кончике нить шёлковая.
Сама песня:
Согласитесь? Очень странная песня, но в этом все финно-угры. Примерно такого же плана очень заводная, прямо таки зажигательная песня народа сету Kergotamine, в которой начинается всё со сломанной ножки стула, и пригласили девушек, чтобы они этот стул отремонтировали, и они решили пойти очень рано в своей праздничной одежде, и увидели парней. Что случилось со стулом, в конечном счёте, так и неизвестно.
Конечно, в настоящее время всё уже перемешалось, и тексты схожих смыслов можно увидеть как у индоевропейских народов, так и у финно-угорских. Но мы же стремимся к основам, верно? =)
VII. Заключение
Место индоевропейцев и угрофиннов в нашем мире.
Из данного блога могло показаться, что я решил очернить индоевропейцев и уральцев.
Однако, надо сказать, что в современном мире произошла такая интеграция народов друг в друга, что сейчас уже трудно понять, где исконно-угрофинское, а где – исконно-индоевропейское.
Индоевропейцы научились волноваться за природу, слушать пение птиц в старости, петь песни про жизнь, но делают они это по-индоевропейски. Уральцы научились вести бизнес, хитрить и планировать. Всё больше среди индоевропейцев встречается стихов про природу, и всё больше среди уральцев проводится исследований на тему лидерства и бизнеса.
Однако, всё это в течение истории было совершенно нехарактерно для них: Европа – родина романтизма, героических эпосов, родина Байрона, Шекспира, а финно-угрия – родина Калевалы, родина Есенина и его стихов про поле и про берёзки. И ни для той, ни для другой обратное было совершенно не характерно.
И всё-таки, и те и другие должны быть бесконечно признательны друг другу, и вот, почему.
Именно благодаря индоевропейцам мы имеем всю ту медицинскую технику, которую мы имеем сейчас, все удобства придуманы индоевропейцами, их смекалкой и хитростью. Это, на мой взгляд, стало реакцией на Великую Чуму, на бесконечные войны индоевропейцев друг с другом (и последующее понимание, что так дальше жить нельзя – видимо, здесь к ним уже окончательно проникло уральское сознание!).
Но и индоевропейцы должны быть благодарны уральцам. Потому что уральцы не столько познают, сколько чувствуют мир, и поэтому философия, наверное, не могла бы развиваться именно так, как она развивалась сейчас, если бы не было уральцев. Ведь ещё в Древней Греции ходили слухи о существовании неких гиперборейцев (а жили они, согласно описаниям, на территории современной России, при том, что в тот момент здесь жили именно угрофинны), которые жили в мире и согласии; и я думаю, что сама мысль об этом являлась опорной точкой для развития философии как таковой, ибо в тот момент единственную задачу, которую решала философия: «как сделать жизнь лучше?».
Более того, уральцы как никто понимают, что такое музыка. Для них музыка – это, прежде всего, не способ заработать, для них музыка – это стиль жизни, и песня – это больше друг на всю жизнь, который сопровождает до конца жизни. Впрочем, и сейчас многие индоевропейцы скажут: «ну и у нас такое есть!». Да, есть, но лишь с недавних времён. У уральцев песня имеет сакральный смысл, у них песню «кинешь в стекло, и оно разобьётся». Это не просто история из жизни или о каком-то персонаже – это история о жизни. Мне кажется, центральной идеей объединения уральцев хотя бы вокруг своих собственных народов является именно музыка. Эстонцы и венгры являются самыми музыкальными народами. У эстонцев это перешло уже в разряд даже некой религии.
При всём при этом, даже у легендарных с точки зрения музыки эстонцев есть песни достаточно посредственные (да что там! В финской Калевале Вяйнемейнен обвинил оппонента в том, что голос у того не мужской, и песни так никто не поёт!), но эстонцы реально берут за душу.
Заключение.
Я понимаю, что результаты моей работы ещё достаточно сырые. Возможно, я что-то воспринял через призму своих страхов и переживаний. По сути, это стоит воспринимать как «результаты полевых исследований». Однако, на основе всего написанного можно делать вполне чёткое «отталкивание» для дальнейших исследований.
Вполне вероятно, что если эта работа имеет хоть какой-то смысл, то в будущем она может представлять куда больший интерес, по крайней мере, факты, изложенные в ней. Неизвестно, как повернётся будущее, может быть, из-за глобального потепления ледники растают и мою милую Эстонию затопит, как и мою прекрасную Венгрию (конечно, этого не хочется, но это может быть), и побегут венгры в окрестные земли, как и эстонцы.