За десять лет я увеличил свой доход более, чем в десять раз. За тот же период объем моих долговых обязательств сравнялся с годовым доходом. Змей стал поглощать сам себя.
Все деньги, которые прошли через мои руки: заработанные, подаренные, взятые в долг или в кредит привели меня к банкротству. Потому что никто не должен получать деньги, не научившись ими обладать. Если прямо сейчас человеку нужны деньги, они ему только навредят. А тот, кто уже научился, будет скорее не просить, а предлагать.
Однажды я пришел к своему работодателю и попросил занять мне денег, чтобы закрыть кредитную карту, так как платить мог только ежемесячные платежи. Он сказал, что даст только под процент, так как деньги требуют дисциплины. Я запомнил его слова, но не придал им должного значения. Деньги взял, а пополненную кредитку, конечно же, оставил на всякий случай. И через месяц она вновь была пуста.
Шесть лет спустя, сумма алиментов и ежемесячных платежей превысила мой месячный заработок на пару процентов. А пандемия заблокировала возможности этот заработок увеличить. По крайней мере, очевидные. А ведь надо еще что-то кушать, и где-то жить. Единственным выходом из ситуации было банкротство. Потому что уже в следующем месяце заплатить всю сумму было нечем.
Тогда я решил отказываться от денег, которые я не заработал.
И первые же деньги, которые я получил вскоре внезапно — премию, согласованную еще до разгара пандемии, я просто поменял на наличные доллары и положил в коробку из-под смартфона. Вышло примерно 500 баксов наличными. Так все мое имущество выросло до чемодана одежды на год и пятиста долларов.
Злую шутку со мной играло предубеждение, что я не много трачу, а просто недостаточно зарабатываю. При этом всём меня неимоверно раздражали люди, которые говорили: «Ничего себе, ты столько зарабатываешь, почему ты не купишь себе машину, не возьмешь ипотеку? Как это, нет денег?». Они всегда уверены в том, что на моем месте уже бы все это имели. Когда я озвучиваю только сумму алиментов, претендующие леди бывают в шоке от суммы денег, которую я выбрасываю.
А я всё время восхищался людьми, успешно управляющимися со своими скромными заработками. Всё время мне не давала покоя мысль:
Да что со мной не так, чёрт возьми?
Я осознал проблему не вдруг. Сначала я думал, что справлюсь сам. Записывал каждую потраченную сумму. Ходил к психотерапевтам. Изучал психологию отношений. Учился их выстраивать, не вкладываясь материально. Это удавалось даже в России, где от размера кошелька мужчины непосредственно зависит безопасность женщины. Я убедил себя в том, что мне не нужны машина, недвижимость, путешествия. Я перестал делать детям подарки, которые не помогут их развитию. Вроде игрушек, радость от обладания которыми всё равно продлится лишь несколько часов. Расходы все ещё превышали доходы.
Последние семь лет этого затяжного погружения в долги я провел, утопая одновременно в депрессии. Я просто жил в ожидании того, когда все это кончится. Дни тянулись невыносимо. Я ничего совершенно не мог делать. Единственными проблесками надежды были удачные рефинансирования, возможность взять частный заем, вовремя предложенная банком кредитная карта с долгим беспроцентным периодом. Все это по итогу только вредило.
Всегда возникали обстоятельства, когда полученный люфт по деньгам приходилось немедленно тратить на срочные нужды.
Я наткнулся на книгу «Самый богатый человек в Вавилоне». Прочитал и очень проникся. И ничего не смог сделать. Колесо расходов набрало такие обороты, что его было не остановить одной лишь книжкой. Я лишь начал отвечать на все вопросы про заработок, что важно не то, сколько ты зарабатываешь, а то, сколько у тебя остается. Одно убеждение начало вытесняться другим.
Осталось начать тормозить, желательно, не об отбойник. Этому совершенно точно мешало депрессивное состояние и бесконечно зацикленная мысль «где взять денег». Я перебрал обстоятельства, в которых раньше чувствовал себя мотивированным. Главное, снова не попасть в привычный уже цикл зависимости, схожий с алкогольной или никотиновой. Тратишь, чтобы победить депрессию, но деньги заканчиваются и ты проваливаешься в еще более глубокую дофаминовую яму. Итак, вспоминаем способы найти мотивацию:
Добиваться женщин. Это самая простая и приятная на момент мотивация. Только к тому времени я уже прекрасно знал, что чем больше ты вкладываешься в другого, тем меньше ты из себя начинаешь представлять. Как в глазах партнера, так и в собственных. Текущие на тот момент странные отношения это лишний раз подтверждали.
Заниматься спортом. С детства ещё остался опыт занятий легкой атлетикой, освоения асан хатха-йоги, посещения тренажерного зала. Уже в период депрессии я начинал ходить в походы (у меня накуплена куча неиспользуемого походного оборудования, да), заниматься муай-тай (ушатанные колени и проданная экипировка, ага), ездить на лыжах и сноуборде (уже нет денег на горнолыжку, а часть оборудования продана, естественно). Нет, тратить деньги на спорт я точно не буду. Бесплатно остается йога, бег, силовые с собственным весом. И медитация. Окей, с переменным успехом беру на вооружение. Но это работает безумно медленно, гораздо медленнее, чем растут долги.
Развиваться интеллектуально. Это отличная возможность, доступная в том числе бесплатно. Одна проблема, для интеллектуального развития необходима концентрация. А когда в голове только одна бесконечная мысль, учиться невозможно.
Сменить привычное окружение. Ведь депрессивное состояние уже стойко ассоциируется с ним.
И я выбрал в очередной раз рефинансирование долгов для целей смены привычного окружения. Мне уже стало невозможно платить, но до нового года была отсрочка, где-то пара месяцев. В первый раз в жизни я составил бюджет поездки. Да, она была на кредитные деньги, но я точно знал, какие суммы в день я должен не превышать. Таким образом, чтобы хватило еще и на какой-нибудь экстренный вылет домой.
Поездка в Китай действительно заставила мозг неожиданным образом шевелиться, он начал подкидывать идеи для заработка. Например, открыть виноградники и пристрастить китайцев пить не рисовую водку и не противные винные напитки из Европы. Вряд ли многие из них могут себе позволить дорогущий Грейт Волл. Это не было никаким планом, просто мысль, но таких не водилось у меня лет десять. Я позитивно оценил эффект и погнал на пару дней в Европу. И снова что-то там зашевелилось. Потаскать, например, отсутствующий в России официально Fragonard в ручной клади и продавать знакомым. Ну, для начала.
В Москве я с воодушевлением отправился сразу в банк. Вороны банкротства уже начали кружить над моей головой. Последняя попытка решить проблему сменой работы привела меня в марте на Мальту, в школу английского языка. Где сразу абсолютно все пошло не по плану. Бюджет поездки был превышен вдвое еще до того, как я туда добрался. Пандемия коронавируса увеличила его еще на треть. Почитать об этом падении можно можно в рыцарской саге.
Если точнее, со мной было что-то не так
Вернулся я с Мальты банкротом. Лишь через месяц пересчитав в очередной раз все финансовые потоки, я понял то, что все эти годы было на поверхности. Я был слишком ослеплен глупыми убеждениями, чтобы понять эту простую истину.
Никогда не будет денег у того, кто не в силах с ними совладать.
Это ведь так просто, каждому дается по силам его. Не только деньги.
Здоровье. Любовь. Счастье. Все это получают многие, но способны удержать единицы.
Денег просит лишь тот, кто слишком слаб, чтобы иметь с ними дело. Это будет пустая трата денег. И опасная услуга для одаренного. Тот же, кто достаточно силен, просить не станет.
А я который раз начинаю свой путь с нуля. Но на этот раз, кроме комплекта одежды, у меня есть пятьсот долларов. И я их полностью контролирую. Помоги мне бог.