Найти тему
Никита Иванов

Помянуть усопших по-настоящему - это разделить с ними радость Пасхи.

Это слово переводится на русский язык как всенощная, то есть такое богослужение, которое длилось когда-то всю ночь. Если по-настоящему провожать душу умершего человека в вечность, то и ночи мало. Ведь когда к Богу идет душа-христианка, столь долго желавшая и ожидавшая этой встречи, – это праздник. А празднику и целого дня не жалко.

Мне всего дважды приходилось бывать на таких праздниках, но поверьте – это Пасха, торжество такое, что сердце ликует и поет. Помню один такой праздник. На Святой земле умерла паломница, у нее был рак, жизнь она прожила трудную, но веры была большой. Почти 40 лет на руках носила больного сына, который стал удивительным монахом. Столько было скорбей в жизни, на десятерых бы хватило. Умерла она в больнице. Я приехал к ее мужу, который неотлучно был с ней последние дни. Пришел к нему, тело ее уже увезли в морг, он смотрит на меня и ничего понять не может. Вроде скорбеть надо, умом понимает, а на душе праздник, хоть на одной ноге прыгай, и у меня тоже. Смотрим друг на друга, улыбаемся. Ну что делать будем, говорю, впереди выходные, два дня все равно никаких хлопот по погребению, все закрыто. Он подумал и говорит: а можно на Иордан, купаться…

Сейчас, конечно, такие праздники – большая редкость. Но случаются. Одного молодого священника, когда он приехал отпевать давно знакомого человека, просили родственники покороче помолиться: хлопот много, поминки по времени заказаны, сами понимаете. Но батюшка молодой еще, горячий: как это, настоящую христианку, верующую, и по-быстрому? Позвал певчих, объяснил, как 17-ю кафизму нараспев исполнить, все прочее чинопоследование, в общем, по-быстрому не получилось, отпевал как положено, часа два. Но самое удивительное, что родственникам это время показалось таким коротким, что они и не заметили, как служба прошла. Даже певчие удивились, сказали, что такое отпевание у них в кладбищенском храме большого города впервые. Праздник есть праздник.

Вот и осталась нам от этого праздника панихида минут на сорок. Но торжество в ней очевидное. В словах этого богослужения есть яркий диалог, мы как бы от лица усопших просим Господа, а Господь им и нам отвечает. Благословен Ты, Господи, научи меня оправданиям, что значит повелениям или заповедям Твоим! И вот слова Спасителя: «Если ходили вы путем прискорбным, и крест несли свой, и верой Мне последовали, то приидите теперь и насладитесь приготовленной честью для вас и небесных венцов!» Ну как не праздник! И цветы здесь так уместны, и пение.

Вот поэтому при внимательной и неторопливой молитве скорбь расставания с умершим становится радостью ожидания встречи с ним там, где нет ни печали, ни болезни, ни расставания… В тихом пристанище радости, любви и света. Как все же отрадно молиться о тех, кто не может уже молиться о себе, – это и есть частица того Мира, где мы надеемся на встречу, и где только и есть истинная любовь, а не ее призрак.

Во блаженном успении вечный покой подай, Господи…

Панихида.
Панихида.