Найти тему
Ася Гимборг

Кто открыл импрессионизм?

Самый первый арт-дилер в истории, который говорил, что «в торговле искусством важно искусство, а не торговля». Он покровительствовал импрессионистам, был популяризатором их искусства, помощником и спонсором. Это первый торговец картинами без которого ВСЯ история искусства могла бы как минимум, сильно замедлиться, а как максимум, сложиться иначе! Имя этого человека Поль Дюран-Рюэль.

Поль Дюран-Рюэль
Поль Дюран-Рюэль

Знакомство Рюэля с импрессионистами происходит в Лондоне, куда во время франко-прусской войны уезжают многие французы. Именно в Лондоне Поль знакомится с Писсаро и Моне и впервые покупает их работы. По возвращении в Париж художники знакомят Рюэля с Ренуаром, Сислеем и Дега у которых он так же начинает покупать картины.

Пьер Огюст Ренуар
Пьер Огюст Ренуар

Очень трогательно почитать переписку Дюран-Рюэля со своими подопечными, в одном из писем он пишет Моне «Желаю вам преодалеть бесчисленные трудности, с которыми Вы сталкиваетесь на каждом шагу… Я мог бы понять ваше уныние, если бы вы писали скверные картины…Напротив, Вы никогда не стояли на столь верном пути.. Будьте уверены Вы ближе к успеху, чем кажется. Сейчас нельзя опускать руки!» (цитата из книги Филипа Хука «Галлерея аферистов» с.188).

Поль Дюран Рюэль родился в 1831 году, и был практически ровесником импрессионистов. Сложилось так, что торговля предметами искусства перешла к нему от отца. Отец Рюэля открыл миру Барбизонскую школу (художники писавшие пейзажи на открытом воздухе в местечке под названием Барбизон), а Поль взяв бразды правления семейного бизнеса страстно искал то, что могло бы стать логическим продолжением традиций Барбизонцев.

Дюран Рюэль тратил большие суммы, помогая и подбадривая голодных художников. Выступая в роли покровителя он делал все, что бы «поддержать боевой дух» художников.

Работа по популяризации импрессионизма шла сложно. Арт-дилер понимал, что бы новое искусство поняли и купили, нужно новые методы его продвижения. Так Дюран Рюэль пришел к мысли, что нужно сосредотачивать публику не на отдельном произведении, а на всем творчестве художника, именно поэтому он начал регулярно проводить персональные выставки Моне, Ренуара, Сислея, Писсаро.

А для того, что бы работы импрессионистов росли в цене, он на аукционах сам приобретал картины художников, убеждая всех, что покупку совершил анонимный коллекционер. Подобную же схему Рюэль применял в торговле работами Милле (французских художник, представитель критического реализма), при помощи своего тайного агента на аукционах он искусственно поднимал спрос на работы художника.

Еще одна истина, которая открылась талантливому арт-дилеру – что бы получить максимальную прибыль от продажи картин импрессионистов, необходимо присвоиться себе монополию на продажу их картин. Поэтому, когда импрессионисты начинали вести дела с другими торговцами картин (и даже Тео Ван Гогом) он в переписках с художниками всячески переубеждал их. Об этом так же можно почитать в новой книге Филипа Хука.

Когда парижская публика никак не поддавалась, Дюран Рюэль обратил свое внимание на Запад, а именно на новый свет – Америку. В конце 19 века он более шести раз устраивал импрессионистические выставки в США. Как оказалось это был очень верный ход, ведь в новом свете было достаточно денег и публика не была столь консервативна.

В своих мемуарах Рюэль пишет "Люди, которые не решались купить Моне, Мане, Ренуара, либо платили за них всего несколько сот франков, теперь готовы были потратить на них столько же, сколько американцы "

Это был настоящий успех , теперь покупатели старались купить не просто импрессионистов, а импрессионистов в галерее Рюэля, так как его имя стало настоящим брендом.