Многим со школы знакомо имя английского писателя-фантаста Герберта Уэллса. Его прекрасные романы "Война миров" или "Человек-невидимка"
люди знают не только по книгам, но и по регулярным экранизациям. Но мало кто знает, что он был еще и активным политиком социалистического направления. К марксизму относился скептически и неоднозначно. Он писал:" Маркс был за освобождение рабочего класса, я стою за его уничтожение ". За 10 лет до Эйнштейна, он заявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство-время («Машина времени»). В романе «Мир освобождённый» (1914) говорится уже о 2 мировой войне 40-х годов и ...атомной бомбе. Да, это именно он одним из первых высказал идею и придумал название!
И вот этот человек с явно провидческими наклонностями прибыл после революции в Россию по приглашению Л.Б Каменева, посещавшего Лондон в составе советской делегации. Это не был визит из любопытства.
Он был представителем "Партии коллективистов". Да, была в Англии и такая. Он писал:"Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую систему". По возвращении из России Уэллс написал книгу "Россия во мгле". В ней нет ничего фантастического. Только тревога за судьбу европейской цивилизации. Что же происходило тогда с точки зрения стороннего наблюдателя? Впрочем, лучше самого Уэллса этого не скажет никто...
"Основное наше впечатление от положения в России - это картина
колоссального непоправимого краха. Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы".
" Среди этой необъятной разрухи руководство взяло на себя правительство, выдвинутое чрезвычайными обстоятельствами и опирающееся на дисциплинированную партию, насчитывающую примерно 150.000 сторонников - партию коммунистов [в действительности РКП (б) насчитывала в это время
более 600.000 членов]. Ценой многочисленных расстрелов оно подавило бандитизм, установило некоторый порядок и безопасность в измученных городах и ввело жесткую систему распределения продуктов.
Я сразу же должен сказать, что это - единственное правительство,
возможное в России в настоящее время. Оно воплощает в себе единственную идею, оставшуюся в России, единственное, что ее сплачивает".
"У крестьян сытый вид, и я сомневаюсь, чтобы им жилось много хуже, чем в 1914 году. Вероятно, им живется даже лучше. У них больше земли, чем раньше, и они избавились от помещиков.
Они не примут участия в какой-либо попытке свергнуть советское правительство, так как уверены, что, пока оно у власти, теперешнее положение вещей сохранится. Это не мешает им всячески сопротивляться попыткам Красной Гвардии отобрать у них продовольствие по твердым ценам. Иной раз они нападают на небольшие отряды красногвардейцев и жестоко расправляются с ними. Лондонская печать раздувает подобные случаи и преподносит их как крестьянские восстания против большевиков. Но это отнюдь не так. Просто-напросто крестьяне стараются повольготнее устроиться при существующем режиме".
"Единственное, что имеется в сравнительно большом количестве, - это чай, папиросы и спички".
"Наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр. Театры остались в своих помещениях, и никто не грабил и не разрушал их."
" Он (царизм) держался у власти именно благодаря тому, что,
как бы плох он ни был, заменить его было нечем. Первая русская революция превратила Россию в дискуссионный клуб и арену политической драки".
"Исчезли последние остатки общественного порядка. К концу 1917 года на улицах Москвы и Петрограда убийства и ограбления стали таким же обычным явлением, как автомобильные происшествия на улицах Лондона, с той разницей, что на них обращали еще меньше внимания".
"Сомнительные авантюристы, терзающие Россию при поддержке западных держав - Деникин, Колчак, Врангель и прочие - не руководствуются никакими принципиальными соображениями и не могут предложить какой-либо прочной, заслуживающей доверия основы для сплочения народа. По существу, это просто бандиты".
"Ни у крестьян, ни у духовенства нет никакого творческого начала. Что касается остальных русских, как в самой стране, так и за ее пределами, - это пестрая смесь более или менее культурных людей, не связанных ни общими политическими идеями, ни общими стремлениями. Они способны только на пустые споры и беспочвенные авантюры"
"...Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех
"утопистов", в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации."
"Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в
Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии".
"Я спорил с ним, доказывая, что большевикам придется перестроить не
только материальную организацию общества, но и образ мышления целого народа. По традициям и привычкам русские - индивидуалисты и любители поторговать; чтобы построить новый мир, нужно сперва изменить всю их психологию".
"Капитализм, утверждал Ленин, - это вечная конкуренция и борьба за
наживу. Он прямая противоположность коллективным действиям. Капитализм не может перерасти в социальное единство или всемирное единство".
"Крестьяне совершенно невежественны и в массе своей тупы, они способны сопротивляться, когда вмешиваются в их дела, но не умеют предвидеть и организовывать".
"Крушение цивилизации в России и замена ее крестьянским варварством на долгие годы отрежет Европу от богатых недр России, от ее сырья, зерна, льна и т.п. Страны Запада вряд ли могут обойтись без этих товаров. Отсутствие их неизбежно поведет к общему обнищанию Западной Европы".
Вернемся в РФ. На фоне набирающего обороты нефте-вирусного кризиса прогнозы великого фантаста внезапно звучат вполне современно.
Как вы думаете, в состоянии ли современный капитализм постепенно эволюционировать путем самовоспитания элит в гармоничное общество всеобщего благоденствия?