Древние славяне одушевляли природу, верили в существование сверхъестественных сил и таинственных чудищ. Важное место в их мировоззрении занимали домовые и кикиморы, русалки и лешие, змеи и упыри — существа низшей мифологии. С ними нужно было уметь общаться — ведь они могли как погубить человека, так и вызволить из беды. «Культура.РФ» предлагает разобраться с тем, кто есть кто в славянской демонологии.
Первое существо
Алконо́ст — в русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин.
В византийских и русских средневековых легендах «чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело — птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличии от Сирина. Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода»
Второе существо
Вытьянка - В поверьях Костромского края вытьянка - тоскующая душа непогребенных костей, "ноющая кость" или "тоскующая кость", одно из воплощений "неупокоенного мертвеца" или его души.
Согласно крестьянским поверьям, душа непогребенного живет возле тела, оберегая его, пока тело не будет предано земле. В Череповецком уезде Новгородской губернии говорят, что на тот свет такую душу не пускают, "пока единая косточка будет лежать наруже, ибо сказано, что ни один человек поверх земли лежать не должен".
Третье существо
Амбарник - персонаж славянской мифологии, хранитель амбаров и иных построек для зернопродуктов; представлял из себя некую специализацию домового или домашнего духа.
По народным поверьям в круг обязанностей амбарника входило поддержание в амбаре чистоты и забота о сохранности зерна в нём. Однако, эти функции им выполнялись только при условии проявления уважения со стороны человека — владельца амбара, который сам должен был не отлынивать от работы. Если же человек не проявлял должного почтения к амбарнику, то тот начинал создавать хозяевам мелкие проблемы: ломать хранящуюся в амбаре утварь, рассыпать муку, портить и раскидывать зерно. Во-многих местах молва приписывала амбарнику очень недобрые качества, делая его подобным злобному баннику, кое-где люди верили, что амбарник мог нанести серьёзный вред человеку, зашедшему в амбар в неурочное время, и даже умертвить его.
Четвертое существо
Вий - воспетый Гоголем персонаж восточнославянского фольклора, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками.
В восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянскмх названий которых связывается с тем же корнем: среднеукраинское "вия", "вийка", белорусское "вейка" — "ресница". По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда вия, умирал.
Пятое существо
Волколак — в славянской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка.
В славянской мифологии волки-оборотни . Считается, что волкодлаками могут стать все без исключения участники свадебной процессии, на которую наложит заклятие колдун. Приметой волкодлака служит так называемая «волчья шерсть» на голове (у скандинавов это называется «волчьими волосами»). Волкодлак - упырь, поэтому после смерти ему в рот вставляли монету, как бы запирая зубы. Своими повадками волкодлаки ничем не отличаются от прибалтийских вилктаков и западноевропейских вервольфов.
Спасибо за внимание. Для кого-то эти факты не станут новостью, но, надеюсь, хоть что-то сможет заинтересовать каждого.