Работая в режиме самоизоляции, министр науки и высшего образования Фальков В.Н. подписал ещё один приказ, регламентирующий деятельность подведомственных организаций в период с 12 по 31 мая 2020 года.
Казалось бы, в любом министерстве ежедневно подписывается не один распорядительный акт. Не стало новостью, что федеральные чиновники ушли на самоизоляцию.
В чём же особенность приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 648.
Это первый распорядительный документ этого ведомства, где вещи стали называть своими именами, где сложившаяся ситуация описана в соответствии с её содержанием.
Что изменилось?
Ещё в приказе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 апреля 2020 года № 634 использовалась другая риторика. Например, в этом документе предлагалось исключить присутствие работников на рабочих местах.
До сих пор не могу ответить на вопрос, почему сразу не использовать категорию "дистанционная работа". Но современный чиновник не так прост, поэтому какая-то причина всё же была. По моему мнению, время всё расставит на свои места, и мы узнаем, каков истинный резон ухода от термина "дистанционная работа".
Но вернёмся к содержанию приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 648 и указаниям министра Фалькова В.Н.
Читаю и удивляюсь!
Наконец-то, восьмого мая 2020 года, через два месяца, после перехода вузов на дистанционную работу министр науки и высшего образования поставил задачу определить численность работников, обеспечивающих функционирование этих организаций.
Складывается впечатление, что, начиная с 16 марта 2020 года, университеты, институты и другие организации, подведомственные Министерству науки и высшего образования страны, работали так, как им нравилось, как хотелось ректорам и директорам.
Ещё одна великая задача зафиксирована в этом приказе.
Определить максимально возможное количество работников, переводимых с 12 по 31 мая 2020 г. на дистанционный режим работы.
Рождается мысль, что до этого дистанционная работа фактически существовала, но юридически её никто не объявил. Поэтому каждый сотрудник сам определял, как ему работать.
Но пункт 1.2 этого приказа заставил меня взять паузу и прочитать эту строчку ещё раз.
Министр приказал "... проинформировать работников об изменениях режима работы".
Оказывается, до выхода приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 648 персонал вузов и других организаций Минобрнауки не знал о том, что нужно работать дистанционно.
А далее ещё один содержательный момент приказа, который вызвал ещё больше вопросов. Он связан с пунктом 1.3 приказа.
Министр приказал обеспечить соблюдение мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, указанных в письме Роспотребнадзора от 10 марта 2020 г. № 02/3853-2020-27.
Заметьте, 08 мая 2020 года предлагается выполнить указания от 10 марта 2020 года. Это какой-то управленческий парадокс, когда профилактические мероприятия начинают выполнять через два месяца после выхода документа.
Может быть неоперативность чиновников, в том числе и из Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, привела к росту заболевших и распространению заболевания по стране!
А теперь ещё один момент, вызывающий интерес, требующий описания и оценки со стороны.
Складывается впечатление, что руководители университетов и научных организаций не знают о ситуации с коронавирусом в стране. Поэтому министр Фальков В.Н. рекомендует ограничить им "... свое межрегиональное перемещение и обеспечить ограничение межрегионального перемещения работников".
Пункт 2 приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 648 сразил наповал.
Министр приказал "... временно приостановить с 12 мая 2020 г. посещение обучающимися указанных организаций (за исключением проживания в общежитиях данных организаций) до издания приказа Минобрнауки России об отмене указанного приостановления".
Получается, до 12 мая 2020 года организации, подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, работали без ограничений, не выполняя указания о самоизоляции, переходе на дистанционную работу и обучение.
Есть в этом приказе и указания по проведению итоговой государственной аттестации.
Министр Фальков В.Н. приказывает "... обеспечить реализацию образовательных программ, в том числе прохождение обучающимися промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" .
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 648 до 12 мая 2020 года электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не применялись.
Тогда, что было в университетах, начиная с 16 марта 2020 года?
С наукой ещё интересней.
С одной стороны, министр Фальков В.Н. приказывает "... обеспечить осуществление научной деятельности с соблюдением мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции
(COV1D-I9)". Но, с другой стороны, это нужно делать "... в преимущественно дистанционном режиме работы".
И снова противоречие. Получается, если есть желание заниматься наукой, то профилактические мероприятия и режим самоизоляции могут не соблюдаться.
Как известно, чиновники не могут жить без докладов, рейтингов, мониторингов.
Ситуация повторяется. Поэтому министр науки и высшего образования приказывает с 12 мая 2020 г. еженедельно (по понедельникам) до момента стабилизации эпидемиологической обстановки представлять в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (в курирующие структурные подразделения) информацию об исполнении настоящего приказа.
Кроме того, приказано не забывать о размещений сведений по формам и в сроки, предусмотренные письмами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № МН-3/519-МБ и от 23 марта 2020 г. № МН-11/139-АН, в информационно-аналитической системе «Мониторинг».
Почти два месяца Министерству науки и высшего образования страны было не до подведомственных организаций.
В чём причина?!
Может быть современные министры не готовы к принятию решений в экстренных ситуациях, включая образовательные! Опыта не хватает!
А есть и другая версия, оказывается, резкий переход с должности ректора в министры - это опасная карьерная траектория. Поэтому, кстати, министр Фальков В.Н. и затаился.Последние несколько недель его не слышно и не видно. А его коллега, министр Кравцов С.С., имеющий богатый чиновничий опыт, наоборот, активен. Постоянно участвует в интервью и комментирует ситуацию в школах и образовании.