Найти в Дзене
Carbon.technology

"Ка-22" - неудачная разработка СССР

В разгар холодной войны на первом плане для СССР была гонка вооружений. В оборонку вкладывались огромные деньги и привлекались лучшие специалисты со всех уголков страны. Когда стало известно, что на западе всерьез взялись за разработку конвертопланов, советское командование поставило задачу – создать летательный аппарат способный конкурировать с западными конвертопланами. Конвертоплан представляет из себя воздушное судно с поворотными винтовыми двигателями, что позволяет ему иметь характеристики схожие, как с вертолетом, так и с самолетом. В СССР подобные летательные аппараты разрабатывали в ОКБ Камова. К началу 50-х годов ОКБ уже накопило большой теоретический и практический опыт, приобретенный при разработке автожиров военного типа (А-7). Автожиры имели существенный недостаток: они были не способны подниматься и опускаться вертикально. Поэтому ОКБ перешло к разработке винтокрылов. Зарубежное название «конвертоплан» было заменено на «винтокрыл». Первый винтокрыл проектировался

В разгар холодной войны на первом плане для СССР была гонка вооружений. В оборонку вкладывались огромные деньги и привлекались лучшие специалисты со всех уголков страны. Когда стало известно, что на западе всерьез взялись за разработку конвертопланов, советское командование поставило задачу – создать летательный аппарат способный конкурировать с западными конвертопланами.

Конвертоплан представляет из себя воздушное судно с поворотными винтовыми двигателями, что позволяет ему иметь характеристики схожие, как с вертолетом, так и с самолетом. В СССР подобные летательные аппараты разрабатывали в ОКБ Камова. К началу 50-х годов ОКБ уже накопило большой теоретический и практический опыт, приобретенный при разработке автожиров военного типа (А-7).

Автожир А-7
Автожир А-7

Автожиры имели существенный недостаток: они были не способны подниматься и опускаться вертикально. Поэтому ОКБ перешло к разработке винтокрылов. Зарубежное название «конвертоплан» было заменено на «винтокрыл». Первый винтокрыл проектировался на базе серийного самолет Ли-2, но из-за скромных десантных характеристик и снятия Ли-2 с производства, работу над проектом решили не продолжать, т.к. она в любом случае не имела перспектив.

-3

После этого ОКБ Камова представило проект винтокрыла нового образца «Ка-22» с двумя двигателями ТВ-2Ф. Предварительные наработки по «Ка-22» были детально изучены в Центрально АэроГидродинамическом Институте (ЦАГИ), который подтвердил правильность и достоверность всех расчетов. После чего проект направили на рассмотрение экспертной комиссией Министерства авиационной промышленности СССР, где он сумел получить положительную оценку.

-4

В 1956 году военные сформировали окончательные требования к «Ка-22». Винтокрыл должен был транспортировать до 60 десантников с вооружением, 120-мм минометы с автомобилями ГАЗ-69. В списке перевозимой техники также были: артиллерийская самоходная установка АСУ-57, бронетранспортеры БТР-40, автомобили ЗИС-151, баллистические ракеты Р-11 и т.д. При максимальной грузоподъемности, 6000 кг, предстояло перевозить груз весом 5000 кг на расстояние 700—750 км, а 4000 кг — на 1200—1500 км. При этом необходимо было обеспечить максимальную скорость 400-450 км/ч на высоте 4500 метров.

-5

В 1960 году винтокрыл с обозначением «Ка-22М» запустили в серийное производство, правда с другими двигателями - Д-25ВК. В 1961 году на машине было установлено 8 мировых рекордов. В 1962 году при перегонке двух винтокрылов, один из них потерял управление и разбился. В 1964 году при схожих обстоятельствах был потерян еще один Ка-22М.

-6

После чего в ГКАТ была подписана докладная записка, поставившая точку в истории развития винтокрыла. В ней говорилось о том, что Ка-22 приступил к заводским испытаниям с опозданием в 2 года, в течении 5 лет Ка-22 совершил всего 56 полетов, 2 единицы потеряны, а остальные требуют серьезных доработок. А самое главное, Ка-22 конструктивно устарел и продолжать работы над ним не имеет смысла.

Спасибо за внимание! Если статья вам понравилась, обязательно оценивайте ее и делитесь с друзьями 📣 И не забывайте подписываться на наш канал и заходить на сайт

Возможно, вам будет интересно: