Целиноград, Акмола, Астана - троллейбус. Далее Нур-Султан - без троллейбуса. Непростая судьба простого города. Движение этого вида транспорта было открыто в 1983 году. Тогда город был небольшим, а о предстоящем высоком статусе никто и не думал.
Как уже было отмечено выше, троллейбус Целинограде был пущен в январе 1983 года. К 2000-му году работало 5 маршрутов, все маршруты пересекались в двух точках — недалеко от вокзала на пересечении Акжаиык-Победы и Биржан Сала, затем разбегались по параллельным трассам, частично дублируя друг друга и снова сходились на пересечении Кенесары-Валиханова, откуда разбегались на два конечных пункта.
В 1999 году в Астане были следующие троллейбусы: №№ 1-4 ЗиУ 682В 1982 г. выпуска, № 5 - Шкода, поступила в январе 1999, № 8 - Зиу 682Г 1993 г., № 2 - Зиу 682В 1986г., б/у из А-Аты, № 7 - Зиу 682Г б/у из А-Аты, №№ 10 - 16, 18 - Зиу 682В 1983 г., № 19 - Зиу 682Г 1993 г. б/у из А-Аты, №№ 20, 21, 23-30 1984 г., №№ 31-34 1985 г, 35 -39 1986 г, 40 - 48 1987 г, 49-53 1988 г, 54- 58 1990 г. (все ЗиУ 682В) №№ 59 -63 Зиу 682Г 1991 г.., №№ 64 - 67 Зиу 682 1993 г., причем машины № 8 и 64-67 имели новые только кузова, а агрегаты стояли старые и были собраны они на заводе в А-Ате. Также в парке имелись троллейбусы №№ 01, 02 и 03, учебные, годы выпуска точно не помню, не то 1982, не то 1983. Тр-с № 51 был бывший № 9 1982 г, взамен сгоревшего № 51 1988 года.
Маршруты работали №1 и № 2 : "Арман"(вылетело из головы, что так называлось) - троллейбусный парк, №3 : Вокзал - ПТУ (это на выезде из города по пр. Абылай-хана) , №4 : Арман - ПТУ, № 5 : Вокзал - ПТУ.Точные названия конечных пунктов уже подзабыл. Все маршруты имели одинаковое время оборотного рейса - 1 час 20 минут. Контактная сеть была в отличном состоянии, дороги тоже.Я работал на маршруте 4 на машине №4. Воспоминания водителя...
Инвентарные № начали наносить черной краской с 2000 года, ранее они писались несколькими типами шрифтов без особой системы, либо большими "с тенью" спереди посередине, либо с сильным наклоном влево под левым лобовым, или же шрифтом завода А-Аты (которые приходили с КР). Кузова ЗИУ 5 пивезли из Петропавловска, когда открывали в 1983 году парк. Первые водители обучались в Петропавловске. На линии эти ЗИУ 5 в Астане не ходили. "Детский" троллейбус имел № 64, я очень хорошо знал его водительницу, она сама его так разрисовала. До 64 у нее был № 26 и он тоже был "детским". Кстати, тр-сы № 23 и 26 имели стекла внизу дверных створок, как на первой двери, так и на остальных. Когда появилась свалка, не могу точно сказать, последний раз я был в парке Астаны в 2000 году, тогда на свалке были списанные №№ 10, 13 (разбитый после аварии) и 27, а под № 27 ходил № 28. Тогда же появился новый ЗИУ 682Г № 12 бело-зеленого колера.
Почти неделю в Астане не ходят троллейбусы последнего уцелевшего маршрута. Работники говорят нашему радио Азаттык, что парк давно уже подводят к банкротству в угоду частным автобусным компаниям. Такие сообщения прозвучали осенью 2008 года.
Отсутствие троллейбусов на дорогах города астанчане восприняли хоть и с удивлением, но спокойно. Благо, что на автобусах и маршрутных такси можно добраться в любую точку города. Неудовольствие и неудобство испытывают сами работники троллейбусного парка. Они сейчас остались без работы. Работники троллейбусного парка говорят о забастовке.
Троллейбусы больше никогда не поехали
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9603597444520775406&text=%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D1%83%D1%81%20%D0%B2%20%D0%90%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5&path=wizard&parent-reqid=1589634314155822-1517299774182684264400295-production-app-host-vla-web-yp-278&redircnt=1589635753.1
Ролик из жизни города и троллейбуса, 1995 год