Распад Советского Союза, наконец, позволил россиянам импортировать автомобили из-за рубежа. И все же, почти 30 лет спустя, многие из них по-прежнему предпочитают модель, зародившуюся в СССР.
Самая первая «Лада» была выпущена в 1970 году в Тольятти. Советские инженеры совместно с итальянским автоконцерном «Fiat» создали знаменитую Lada «2101». Автомобиль стал главным хитом для советского, как и международного рынка, многие другие модели последовали за ним.
Когда в 1991 году распался Советский Союз, для россиян открылся международный автомобильный рынок. Отныне они могли выбирать из множества иностранных брендов. Однако для многих россиян старые ржавые автомобили, созданные в Советском Союзе, а также более новые модели той же марки вызывали смешанные чувства: одни считали их синонимом советского хлама, тогда как другие полагали, что это лучшие автомобили в мире. Что же стоит за непрекращающейся одержимостью россиян к знаменитым советским брендам?
Кто любит Ладу?
Советский автомобильный бренд (ныне «российский») – вечный предмет мемов в Интернете. Зачастую россияне презрительно называют его «ржавым ведром». Тем не менее, Lada продает по России больше новых автомобилей, чем любой другой иностранный бренд, представленный в стране.
Популярный стереотип гласит, что Ладу особенно любят жители кавказских республик: Чечни, Дагестана, а также жители остальных южных и Северо-Кавказских федеральных округов.
И это действительно так. Любой, кто побывал на юге России и на Кавказе, знает, что Лады отечественного производства – самое частое зрелище в в этой части России. В частности, черная сутенерская Лада Приора стала негласным символом региона.
Житель Дагестана Амирхан Курбанов дает исчерпывающее объяснение:
«В Дагестане у людей есть особый подход к каждой покупке: если вы тратите определенную сумму денег, то вы должны купить лучший продукт по этой цене. Новая Lada Priora стоит сродни Hyundai Accent или любой другой машине, если не дешевле.
Ваш Hyundai покажет всем, что вы ездите на иномарке, но дерьмовой, и это не круто. С другой стороны, Priora говорит о том, что вы еще не готовы заплатить большие деньги за автомобиль, но, тем не менее, получили лучшее за те деньги, что у вас были, и теперь вы управляете прекрасной машиной».
Другие модели котируются в других частях страны. Новая Lada Vesta – считается обычным авто в Москве, между тем молодежь особенно любит дрифтовать на старых советских моделях, а Lada Niva 4x4 пользуется популярностью у охотников и рыбаков, проживающих в более отдаленных регионах страны. Поэтому было бы преуменьшением сказать, что россияне любят Ладу; оказывается, многие россияне ею просто восхищаются. Даже Путин владеет одной из них.
Стильный, доступный и простой в ремонте
Цена – один из ключевых факторов, по которому многие россияне выбирают домашнюю модель. Новая Lada Granta стоит всего $ 5200 - это лишь малая часть цены, которую любой иностранный дилер взимает за свои автомобили. Подержанные автомобили продают еще дешевле. Фактически, можно купить старую Ладу всего за несколько сотен долларов – обычно она привлекает начинающих водителей, которые, как правило, едва превышают возрастные ограничения для легального вождения.
Кроме того, многие молодые россияне ценят ретро-стиль этих автомобилей, которые выглядят довольно сногсшибательно при правильной настройке.
Еще одно определенное преимущество, которое имеют «Лады» по сравнению с иномарками заключается в том, что их легко ремонтировать. Многие владельцы более дорогих автомобилей иностранного производства сталкиваются с длительными периодами ожидания поставок запчастей из-за рубежа.
Для «Лады» все совсем наоборот. Запчасти имеются в каждом специализированном магазине. Не нужно ждать даже дня, и большинство деталей чрезвычайно дешевы. Что еще более важно, так это то, что эти автомобили не требуют больших технических знаний для ремонта, и большинство владельцев научились ремонтировать их своими собственными руками.
Не только в России
Лада также продавала автомобили за границей во времена Советского Союза и продолжает делать это по сей день. Многие жители Европы, Африки и Латинской Америки, также имеют приятные воспоминания об этих автомобилях, потому что их родители когда-то владели ими.
Необычная модель лимузина Lada 2101 – популярное такси на Кубе, а Lada Niva хорошо известна во Франции.