Найти тему
Серебряный Месяц

"Я избран Королем поэтов. Да будет подданным светло!" (О замечательном поэте Игоре-Северянине)

Оглавление

"Взрыв" русской литературы!

В середине десятых годов прошлого столетия, в самый пик, в самый расцвет Серебряного века не было в России поэтов, которые могли бы сравниться по популярности с Игорем-Северяниным, блестящим поэтом, яркой звездой Серебряного века русской поэзии. Артистические вечера, аншлаговые поэзо-концерты, многочисленные турне по России, и, конечно, #издания и переиздания поэтических сборников.

«Сиятельства», ответственные за культуру в императорской России, прекрасно знали экономику и умели считать #деньги – поэтому только лишь «Громокипящий кубок» в течение пяти лет выдержал несколько переизданий (неизменно раскупаясь без остатка!) грандиозным для России того времени тиражом более чем в 30 тысяч (!) экземпляров. Успех? Триумф? «Взрыв» отечественной литературы? Безусловно! Но успех и триумф не случайные. Как не случайно и избрание Игоря-Северянина Королем поэтов на вечере в Политехническом музее в феврале 1918-го года, где в соперниках были и #Бальмонт , и Каменский, и #Маяковский , и многие другие авторитетные сочинители, мечтающие о «подвигах и славе».

Необычайно музыкальные и невероятно талантливые поэзы Игоря-Северянина читались в гостиных и переписывались в альбомы, расходились на #цитаты и пелись с эстрады. «Румяные гимназистки» и «утонченные женщины», мальчики в «макинтошах резиновых» и лейб-гусары императорских полков - вся огромная #Россия открыла для себя и влюбилась в «удивительно вкусные, искристые и острые» строки и рифмы этого поэта, сумевшего волшебной палочкой-пером превратить "трагедию жизни в грезофарс".

Игорь-Северянин был невероятно популярен у всех кругов русского общества. Но дамы его просто боготворили.
Игорь-Северянин был невероятно популярен у всех кругов русского общества. Но дамы его просто боготворили.

Я, гений Игорь-Северянин...

… Если кто-то скажет о себе «я – гений», то окружающие, как минимум, покрутят пальцем у виска. Но из уст Игоря-Северянина это утверждение звучало вполне закономерно. Любой #поэт из топ-ряда во все времена не стеснялся говорить о своей избранности, гениальности, рассуждал о памятниках, которые будут соответствовать его таланту, и это было вполне нормально. Таковы правила игры. Поэтому, читая

«Мой стих серебряно-брильянтовый

Живителен, как кислород…»

не усмехаешься, а понимаешь, что это действительно так. А самое главное, что поэт не замыкается на самолюбовании, а делится своим талантом, своим жизнелюбием со всеми, кто рядом. «Живи, Живое!» - восклицаем мы вместе с поэтом. «Все #люди правы!» - утверждает Игорь Северянин, и мы одобрительно киваем. И если Король своим первым указом-рескриптом повелевает: «Да будет подданным светло!», то - слава Королю!

Король поэтов Игорь-Северянин
Король поэтов Игорь-Северянин

А я сяду в кабриолет!

В поэзах Северянина живут #королевы и пажи, принцы и лесофеи, грезерки, нимфы и царевны. Его героини катят в ландо, экипажах, кабриолетах. Его #герои обитают в озерзамках, дворцах с башнями, роскошных «отэлях». И все это – красиво рассказанная фантазия, тот самый стиль «fantasy», который и сегодня столь популярен у публики, зачитывающейся «Властелином колец» и Гарри Поттером. А сто лет назад эти чудесные легкие истории-фантазии блестяще рассказывал Игорь- Северянин, прекрасно понимая, что именно такие поэзы желает слушать почтенная публика.

«…Ведь кто живописует площадь,

Тот пишет кистью площадной»

- он и не скрывал этого.

Так вкусно, как Северянин, никто не описывал разносолы русской и европейской кухни. Водочка и токайское вино, устрицы и ананасы, икра и каша - все блюда и напитки в северянинских строках словно выписаны натюрмортом на полотне великого художника. Впрочем, Игорь-Северянин и был великим художником и мастером слова. И пил жизнь, что называется, из полной чаши.

Так вкусно и иронично, как Игорь-Северянин, о гастрономических изысках, о новинках моды, о самой жизни людей того времени никто не писал
Так вкусно и иронично, как Игорь-Северянин, о гастрономических изысках, о новинках моды, о самой жизни людей того времени никто не писал

Как никто Северянин умел иронизировать, сохраняя серьезное выражение лица. В сонете-«медальоне», посвященном самому себе, он честно признается:

«…он - в каждой песне им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя»

Но ирония уступает место восхищению, когда поэт пишет о северной природе, находя яркие краски для описания удивительно красивых пейзажей:

«День алосиз. Лимонолистный лес

Драприт стволы в туманную тунику.

Я в глушь иду, под осени berceuse,

Беру грибы и горькую бруснику»

Вам не кажется, что это высочайший уровень поэтического мастерства, уровень пушкинской «Осени» с «багрянцем и золотом лесов»? Кстати, Северянин очень ценил Пушкина, защищал его от разошедшихся футуристов-нигилистов, желающих «сбросить» Пушкина, Достоевского и других классиков русской литературы с «парохода современности».

«Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! —
Могущественные слова!..»

- искренне утверждал Северянин. Он был столь же искренним и уважительным к поэтическому таланту других больших поэтов, своих современников – Брюсову, Бальмонту, Блоку…  В деталях, в тонких линиях передавалось и мироощущение автора, и его отношение к личности. Но какие это были детали, как просто и красиво это было написано! Северянинский «Не более чем сон» можно и читать, и слушать снова и снова:

« Мне удивительный вчера приснился сон:

Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.

Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.

И слезы капали. И вился русый локон...»

Не предавал тебя ни мыслью, ни душой

Отдельная тема – одна из важнейших для Северянина – тема Родины. Поэт часто обращается к России, своей «крылатой» стране, которую он бесконечно любил и страшно переживал, что обстоятельства не позволяют ему вернуться. «Не предавал тебя ни мыслью, ни душой», - пишет поэт, обращаясь к России. И мы верим ему абсолютно. Что тут поделаешь, если  его дачный выезд в Эстонию в 1918-ом непредсказуемо затянулся на 23 года.

Северянин почти все это время жил в тихой эстонской деревушке, лишь изредка выезжая с женой-эстонкой в Европу, где можно было хоть чуть-чуть заработать на жизнь выступлениями и изданиями небольших сборников стихов. Похороны поэта в декабре 1941 года в оккупированном немецкими войсками Таллине оказались далеки от тех, что он прогнозировал для себя лет за тридцать до этого печального события:

«Меня положат в гроб фарфоровый

На ткань снежинок яблоновых…

…………………………………………

Не повезут поэта лошади,

Век даст мотор для катафалка…».

Грубо сколоченный гроб на санях, которые по декабрьскому снегу тянули три женщины, - такова оказалась жестокая реальность. И все же пророчество поэта, которым оканчивается поэза «Мои похороны», еще может сбыться:

«Всем будет весело и солнечно,

Осветит лица милосердье...

И светозарно-ореолочно

Согреет всех мое бессмертье!»

Для этого и нужно не так уж много. Побольше внимания к наследию поэта со стороны литературных чиновников. Порыва и желания искусствоведов в открытии и наполнении экспонатами хорошего музея Игоря-Северянина. Творческой искры театральных деятелей в создании спектакля, подобного тому, что сделал Олег Меньшиков в Театре Ермоловой. «Восемь поэтов. Из Пустоты» - так называется спектакль.  Красивая поэтическая постановка рассказывает о поэтах русской эмиграции – Зинаиде Гиппиус, Владиславе Ходасевиче, Георгии Иванове, Саше Черном, Марине Цветаевой…

Афиша спектакля Театра Ермоловой "Восемь поэтов. Из Пустоты"
Афиша спектакля Театра Ермоловой "Восемь поэтов. Из Пустоты"

Про Северянина  там, правда, не вспоминают. Может быть, потому, что он искренне любил Россию не из Парижа, Берлина или Праги, а из маленькой Эстонии. И теперь в маленькой Эстонии активно работает Северянинское общество , в театрах проходят поэзовечера, посвященные Королю поэтов, регулярно появляются новые издания о Северянине, а таллиннские школьники целыми классами со своими учителями приносят цветы на могилу поэта. Причем, не только на круглые даты, как это было в 2017-ом году, когда отмечалось 130-летие со дня рождения Короля поэтов. Но и каждый год, 16 мая в день рождения поэта, люди приносят цветы на старое Александро-Невское кладбище в Таллине.

В 2017 году отмечалось не только 100-летие октябрьского переворота, но и 130-летие со дня рождения Игоря-Северянина
В 2017 году отмечалось не только 100-летие октябрьского переворота, но и 130-летие со дня рождения Игоря-Северянина

Остается надеяться, что большая Россия «найдет тропы» к памяти своего замечательного поэта, и «классические розы» от благодарных читателей всегда будут «так хороши и так свежи», как и мечтал Король поэтов.