Кто является хозяином на Планете? Те, кто уничтожают всех остальных или может быть те, кого больше всех? А может быть те, кто наиболее успешно колонизируют эту планету? Так Кто же доминирует?
На протяжении тысячелетий наши достижения потрясали воображение, а наши технологии уничтожали целые отряды и виды других существ на планете. Да что там других… Давайте смотреть правде в глаза. Сапиенсы - очень опасные существа. В бесконечной экспансии за доминирование, мы регулярно уничтожаем даже представителей своего собственного вида.
Мы придумываем красивые слова про «миссионерство», «колонизацию», «демократию», «национальные интересы» и «войну за мир» для того, чтобы оправдать банальную экспансию за доминирование. Мы уничтожаем чужие нации, религии, культуры и верования. Мы соревнуемся размером армий и отправляем ракеты в космос. Мы крутые! Но пока мы заняты своим тщеславием и видовым суицидом, другой биологический вид колонизирует эту Планету прямо у нас под ногами. Предки этих существ покорили сушу еще 100 млн. лет назад, тогда, когда наши предки были водоплавающими и даже ничего не подозревали о своем сухопутном будущем.
Эти существа уже строили сложнейшие и эффективные города задолго до того, как наши предки залезли на деревья. Да, речь пойдет о муравьях. После этого, слова доминирование и экспансия приобретут для вас особый привкус.
Вы узнаете зачем муравьи воруют детей. Почему карантин в муравьином городе эффективнее чем в человеческом. Кто такие муравьи-террористы. Кто такие муравьи-коммунисты и чем они так сильно напугали американцев. Зачем муравьи убивают себе подобных, совершают государственные перевороты и смену королевских династий. А еще как можно стать миллионером на выращивании муравьев.
Считается, что человек возглавляет пищевую пирамиду на планете Земля. Это означает, что мы едим или используем все остальные организмы, которым не повезло родится с нами на одной планете. Собственно, поэтому мы и являемся доминирующим видом. Человек хорошо приспособился. Мы строим огромные города, наполненные гигантскими сооружениями, в которых живут миллионы особей. Мы заселили горы и пустыни. Своей биомассой мы просто заполнили эту планету. И поэтому мы крутые. Или нет? Количество - слабый критерий. Потому что, например, кур на планете 22 млрд голов. В три раза больше, чем людей. Но куры вам покажутся исчезающим видом… по сравнению с муравьями. Их на планете от 1 до 10 квадриллионов. Эти маленькие насекомые создают максимальное количество органики на планете. 25% биомассы всех наземных животных составляют муравьи. На каждого из нас приходится около миллиона этих созданий. Муравьев может быть и больше, чем нас (по весу), но у них нет таких крупных городов как у нас.
Да, потому что их города-колонии гораздо крупнее наших. Большая часть муравьиного города скрыта от глаз под землей, поэтому оценить их масштаб сложно. На поверхности мы видим только маленькие кучи из грунта и веток, которые образуют входы. Все самое интересное под землей. Там находится гнездо, в котором обитают сотни миллионов муравьев, которыми управляет королева. Когда несколько новых гнезд соединяются тоннели с материнскими гнездами, образуется колония. На одном квадратном километре могут сосуществовать тысячи гнезд-муравейников соединённые тоннелями. Но это еще цветочки, потому что такие колонии могут объединятся с другими колониями, превращаясь в суперколонии. И вот это уже "ягодки".
В 2004 году рядом с австралийским Мельбурном обнаружили суперколонию муравьев шириной в 100 км! Как много человеческих городов такого размера вы знаете? Но и это далеко не предел. Самая большая, из известных, колония муравьев протянулась вдоль средиземного моря в сторону Атлантики на фантастические 6 000 км! В этих городах царит потрясающий порядок и преданность общей цели: экспансии. Каждый член муравьиного общества, от матки-королевы до рабочего знает свои обязанности и долг перед трудовым муравейником и Родиной. Каждый готов не задумываясь отдать свою еду или даже жизнь ради победы.
Трофоллаксис - так называется процесс обмена едой из желудка. Дело в том, что у муравья два желудка: один для себя, там усваивается пища, второй для товарища (там накапливается еда, которой он потом делится с друзьями). Сам умирай, а товарища выручай.
А еще муравьи «отвечают за базар» и своих не бросают. Ну только если он сам этого не захочет, или если это не террористический акт во имя Матки и Родины. Муравьи могут обучатся новым действиям или новым маршрутам на чужом примере (это называется интерактивное изучение). В первом случае муравей-учитель двигается в четыре раза медленнее, для того чтобы ученики запомнили действия. Во втором случае, муравьи-ученики идут по следу из феромонов, который оставил учитель. Самое удивительное, что если муравей-первопроходец не уверен в правильности своего маршрута, то он не оставляет след из феромонов, для того чтобы не путать своих собратьев ложными обещаниями. Африканские муравьи регулярно, во имя Родины и Королевы-матери, делают набеги на термитники. В результате этих боевых действий образуется много раненых. Их никогда не бросают. Муравьи всегда забирают своих раненых с поля боя. Есть только одно исключение. Если он раненый, безнадежный и скоро умрет. Тогда его оставляют. Но решает это не группа спасателей, а сам раненый. Если муравей понимает, что он «не жилец», то тогда он машет конечностями, показывая, что «все, пацаны, я отбегался, выпейте за меня дома. Слава королеве! Смерть термитам!».
А еще есть взрывающиеся муравьи (Camponotus saundersi) – это настоящие террористы-смертники. Когда они ведут бой с бойцами из других муравейников, то врываются в скопления вражеской живой силы и взрываются, убивая всех вокруг своим нейротоксином. Муравьиный фундаментализм с элементами суицида во имя остального муравейника - вещь популярная. Американцы поняли это когда столкнулись с «муравьями-коммунистами» в джунглях Вьетнама.
На любом дереве юго-восточной азии может оказаться гнездо красных муравьёв-портных. Портными их прозвали не зря, эти коллективные насекомые тщательно и умело сшивают из листьев висячие «муравейники» размером с человеческую голову. Колония с одной маткой может построить десятки таких гнёзд на нескольких деревьях. Если случайно задеть гнездо или потревожить его своим присутствием, то насекомые очень расстраиваются и включают «режим месть». Им плевать на твой автомат, репеллент и одежду. Вам не получится им объяснить, что ты тут случайно, и вообще это «национальные интересы», а сам ты «пацифист». Тысячи муравьёв одновременно начинают жрать человека вызывая опухание тканей и анафилактический шок. Поедать организмы, которые существенно больше чем они по размеру — это норма для муравьев. Некоторые (например, кусачие муравьи из рода Leptogenys, подсемейства Понерины)и з них - это профессиональные охотники, потому что питаются теми, кого завалят. Например, многоножками. Для того чтобы завалить такую большую «дичь» нужна дюжина охотников и сложно-координированные действия. Муравьи научились охотиться и заниматься собирательством десятки миллионов лет назад, еще во времена динозавров. Но что, если я скажу, что муравьи еще и активно занимаются животноводством? Только вместо коров и коз, они используют тлю, щитовок и некоторых цикад. А вместо молока добывают падью. Своеобразный сладкий сироп, который можно выдаивать из тли. Изначально этот сироп был резким и токсичным, чтобы отпугивать врагов. Но со временем тля «одомашнилась» и возник полезный симбиоз. Муравьи охраняют тлю от других хищных насекомых, а тля, взамен, делится с ними сладким сиропом.
Возможно, у вас сложилось впечатление что муравьи эдакие трудяги с развитым чувством коллективного созидания. Это не так, потому что естественному отбору плевать на красоту и моральные принципы. Естественному отбору интересна только эффективность и выживание. Поэтому среди муравьев процветает воровство детей, рабовладение, государственные перевороты и предательство.
Науке известно около 12 000 видов муравьев. Примерно 200 из них используют рабский труд (Например Кроваво-красный муравей-рабовладелец лат. Formica sanguinea). Обычно, у муравьев большая часть народа - это рабочие-фуражиры (те, кто что то делают и добывают еду), а меньшая часть – это гвардейцы (профессиональные военные). Так вот, у муравьев-рабовладельцев своих рабочих нет. От слова Совсем!!! . Зато солдат очень много. Как же выживают эти красавцы? Хм…Есть две основных стратегии: киднеппинг и оккупация.
Стратегия номер один. Рабовладельцы (например, огненные муравьи, лат. Solenopsis invicta) отправляют солдат разорять чужие гнезда и воровать их детей (куколок), из которых потом вырастают муравьи-рабы. Всю свою жизнь несчастные обслуживают рабовладельцев, уверенные что это их Родина и иначе быть не может. Чарльз Дарвин в книге «Происхождение видов» высказывал теорию — что первоначально куколки чужих видов воровали, чтобы сожрать. Но, потом, из случайно оставленных в живых, появлялись рабочие, которые начали приносить пользу. Так детское рабство и прижилось.
Стратегия номер два. Рабовладельцы вламываются в чужое гнездо, убивают королевскую пару и всех солдат, но не трогают местный народ. После захвата власти, социальные паразиты наслаждаются жизнью за счет местных рабов-рабочих, пока они все не умрут. Народ живет не долго, обычно от нескольких месяцев, до нескольких лет. После этого приходится искать новое гнездо для захвата власти. Старику Макиавелли это бы понравилась. А еще у муравьев есть легальное цареубийство со сменой царствующей фамилии ( например Малый лесной муравей , лат.Formica polyctena) . Если молодая королева нравится народу больше чем старая, то они позволяют прикончить "старую перечницу" во имя прогресса и демократии. Королева живет гораздо дольше, чем остальной народ. Обычные муравьи живут до 3 лет, а королева может царствовать 20-30 лет. Что фантастически долго, по сравнению с любыми другими насекомыми. Все дело в том, что королева уникальна. Заботится о новорожденных могут рабочие муравьи. Но откладывать яйца они не в состоянии. Единственная особь, с такой супер способностью — это мать-королева. Если старушка хорошо справляется, то весь народ доволен и защищает ее ценой свой жизни. Это хорошо видно по тому как работает карантин в муравьином городе. А что, вы думали это наше изобретение? В муравейнике есть четкий набор инструкций на случай эпидемии. Среди рабочих есть две группы риска (фуражиры и нянечки), с разными протоколами на случай карантина. Если муравей-фуражир, подхватил гадость, то он самоизолируется и держится как можно дальше от народа. В случае эпидемии те, кто в группе риска (а это муравьи фуражиры, потому что они шастают по «заграницам»), отодвигаются дальше, а муравьи-нянечки поближе, защищая королеву.
Многие слышали, что муравьи сильные. Потому что они могут поднимать нагрузку в сотни раз больше, чем их собственный вес. Эдакие терминаторы в мире насекомых. Но мало кто слышал о том, какие муравьи еще и сообразительные. Их мозг, несмотря на скромные размеры, содержит 250 тысяч нервных клеток. Космический корабль с этим, конечно, не построить. Но построить город, сделать госпереворот или заняться рабовладением…вполне.
Муравьи отлично замечают мельчайшие изменения в окружающей среде. Поэтому могут предсказывать надвигающееся землетрясение или особенно холодную зиму. За сутки до землетрясения муравьи резко меняют свой рабочий график: они продолжают бодрствовать ночью, предпочитая находится вне муравейника, чтобы их не засыпало. Если вы заметили, что осенью муравейник стал существенно выше, чем раньше, это верный признак суровой зимы, к которой они уже приготовились. Эти маленькие существа готовы к любым проблемам и вызовам. Их не смущает ледниковый период, тропическая жара или упавший метеорит. Динозавры вымерли, а муравьи нет. В 2014-м году группа муравьев прибыла на Международную космическую станцию для исследования того, как насекомые ведут себя в условиях микрогравитации. Несмотря на абсолютно непривычную окружающую обстановку, муравьи продолжали работать вместе, строя новую колонию в космосе. В 1956 году американский предприниматель Милтон Левайне посетил пикник свой сестры. Рядом с бассейном он увидел кучу муравьев. Это вдохновило его на создание игрушки «муравьиная ферма дяди Милтона». Формикарии, если говорить по-научному, существовали еще с 19 века, но до Милтона никто не додумался из этого сделать бизнес. Первые фермы размером 15 на 23 см продавались за 1 доллар 29 центов. После того как родители покупали ребенку ферму, компания высылала 25 полигинийных муравьев в специальном флаконе. Это такие муравьи, которым не нужна матка. На первый взгляд этот бизнес-кейс выглядит странно. Однако дело пошло. После рекламы в школах стало поступать по несколько тысяч заказов каждую неделю. Муравьи строили новые колонии на столах у детей. А Милтон строил себе роскошные особняки на вырученные деньги. На момент его смерти было продано больше 20 миллионов ферм, причем темпы роста составляли примерно 1000 ферм в день.
Вот такие они не простые обитатели Земли, которых мы привыкли не замечать под ногами.