В X в. западная часть Закавказья, в том числе армянские земли, подвергалась нападениям союзных русских и норманнских флотилий, приплывавших от устья Днепра через Черное море. Грабительские нападения викингов были всегда неожиданными, и иногда они, высадившись на Черноморском побережье и перейдя через горы, вторгались в Кавказскую Албанию.
Тем не менее, в раннее Средневековье шло активное развитие армянской культуры, а Армения превращалась в одну из самых процветающих провинций Арабского Халифата. Власти мусульманской империи уделяли большое внимание культурному и научному прогрессу. В VIII в. Двин (по-арабски Дабиль) превратился в один из наиболее богатых и процветающих городов Ближнего Востока, чему способствовало его выгодное географическое расположение: на пересечении торговых путей, ведущих в Европу, Малую, Переднюю и Центральную Азию. Из Сирии, Аравии и Ирака купцы везли в Двин гончарные изделия, металлические предметы и ткани, вывозили же продукты питания. Здесь разводили кошениль, дающую красную краску, ткали дорогие шерстяные ковры.
В Двине же находилась резиденция католикоса Армянской церкви, которая в этот период окончательно обособилась от ортодоксальной (православной), удерживавшей влияние в Византии, Грузии и на Руси. В центре кавказского наместничества Халифата возвышались грандиозные соборы.
Власти Халифата ревностно охраняли провозглашенный в Исламе основополагающий принцип — единобожие. В этом наиболее совпадали интересы мусульман и христианских церковных иерархов. Однако в Армении продолжала жить древняя персидская философия, осужденная как язычество в Халифате и Византии. После усиления влияния церкви она смешалась с христианским учением, и на ее основе возникли различные ереси, из которых особенно широкие распространение получили секты павликиан и тондракитов.
В IX в. павликианство распространилось из Армении сначала на Анатолию (Малая Азия), а затем и по всей Византийской империи. Много павликиан появилось в Болгарии — постоянной «горячей точке» ортодоксальной державы. В 867 г. павликиане захватили город Эфес на западном побережье Анатолии и взяли в заложники ортодоксальных византийцев. Однако в 872 г. византийские войска разгромили павликианских повстанцев, предводительствуемых Хризохейром, и разрушили их главный оплот Тефрике в Западной Армении. Павликиан тысячами депортировали из византийской Армении в глубинные области империи, особенно в Италию и Болгарию. Уцелевшие от византийских преследований павликиане бежали в Восточную Армению, входившую в Халифат, где сплотились под предводительством Сумбата Зарехаванци. Религиозным и политическим центром их стало селение Тондрак к северу от озера Ван.
Учение Сумбата Зарехаванци, помимо проповеди павликианства, содержало большое количество социально-политических идей, поэтому его последователи образовали фактически новую секту, по названию своего центра вошедшую в историю как тондракиты (тондракийцы).
Некоторые историки отмечают, что их воззрения относительно социального строя и собственности были близки к коммунистическим. Тондракиты постоянно подбивали податное население на мятежи против знати и Армянской церкви, критиковали роскошь, в которой жило духовенство. В конце концов власти Халифата направили против них карательную экспедицию во главе с эмиром Абу-ль-Вардом. При поддержке дружин местной знати Абу-ль-Вард разгромил тондракитов и взял в плен Сумбата Зарехванци, который затем был казнен.
Само тондракитское течение, однако, не исчезло. Его последователи расселились по всей закавказской провинции Халифата, включая Кавказскую Албанию, и продолжали организовывать выступления простого народа.
Полностью здесь: http://history-thema.com/armeniya-v-dalekom-proshlom-rannee-srednevekove/
Читайте еще:
Древнейшее время на территории Армении
Спасибо, что дочитали до конца! Поддержите наш канал лайком и нажмите вверху "подписаться". Заглядывайте еще. Позитивных дней! :)
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.