С тех пор как мальчик-волшебник по имени Гарри Поттер стал сенсацией как в списке бестселлеров, так и в прокате, Голливуд упорно добывал страницы романов, якобы предназначенных для молодых людей, чтобы найти следующий обещающий блокбастер. Иногда они сорвали джекпот по-крупному, как в случае с "Голодными играми", "Сумерками."
Однако чаще всего голливудская книжная погоня за золотыми мешочками оказывается немногим больше, чем просто разовое золото фильм мейкеров, а то и совсем трудом себе в убыток.
Последний пример: The Giver (переведённый на русский, как "посвященный" поскольку "Даватель," думаю, привлёк бы совсем другую аудиторию), основанный на любимом романе Лоис Лоури 1993 года, вышел в прокат с оценками в 12,8 миллиона долларов — цифра ниже, чем кассовый дебют нескольких известных неудачных экранизаций романа YoungAdult (YA), таких как "Я номер четыре", "Эрагон" и "Игра Эндера".
Часть этой низкой цифры можно списать на конкуренцию за одну и ту же аудиторию от Страж галактики и черепашек-ниндзя, двух подлинных кассовых сенсаций, отобранных из другого раздела материалов для чтения про YA (имею ввиду комиксы). Планы запустить франшизу YA в середине августа также является рискованной игрой, учитывая, что так много подростков и подростков-кинозрителей находятся либо в отпуске, либо в муках подготовки к возвращению в школу, особенно в свете последних событий.
Но The Giver вступил в свой дебютный уик-энд уже на шаткую почву, благодаря решению его создателей внести значительные изменения в фильм — изменения, которые, похоже, оттолкнули многих читателей, обожавших именно сам роман Лоури. Вы можете прочитать проклятый каталог этих изменений опубликованный заботливыми фанатами во главе с Элисон Уиллмор (первый из них: старение главного героя Джонаса из 12-летнего мальчика в 16-летнего молодого человека, которого играет 25-летний Брентон Твейтс). Но даже дебют первого трейлера фильма в марте — который был полностью цветным, (хотя центральная предпосылка романа заключается в том, что его мир черно-белый), сумел предупредить поклонников заранее, что сюжет, которым они так наслаждались во время чтения книги, не будет присутствовать в полнометражной версии фильма. Последующие трейлеры, которые начинались в черно-белом цвете, и заверения Лоури, что фильм "выведет книгу на новый уровень", похоже, не сильно поколебали это первое впечатление.
Для создателей фильма включая звезду Джеффа Бриджеса, который также продюсировал фильм и стремился снять «Посвящённого» почти с тех пор, как он был впервые опубликован, эта видео работа стала еще одним примером того, как попасть в тупик из-за парадокса экранизаций youngadult: как сделать фильм, который понравится зрителям, которые читали книгу, и зрителям, которые ее не читали.
Роман Лоури, действие которого происходит в высоко упорядоченном антиутопическом обществе, во многих отношениях является прямым предшественником миров Голодных игр и Дивергента, но для современной аудитории, незнакомой с книгой, авторское использование этих стилей может показаться производным а вместо этого ... (Назовем это синдромом Джона Картера.) И все же в других ключевых отношениях сюжет «Посвященного» в книге гораздо мягче, чем более поздние романы YoungAdult с более зрелищными сюжетами, которые облегчают переход в насыщенный эффектами блокбастер.
Сюжет вращается вокруг маленького (по идее автора) мальчика по имени Джонас (Брентон Твейтс), которому была дана возможность занять место получателя воспоминаний (Джефф Бриджес). Получатель воспоминаний - единственный во всем городе, кто знает о прошлом. Когда Джонас «получает» эти воспоминания о прошлом, он впервые в своей жизни испытывает такие вещи, как насилие и страсть, и он начинает открывать глаза на принципы действия мира, в котором он живет.
Сам фильм, снятый режиссером Филиппом Нойсом, вовсе не ужасен. Книги и фильмы - это две разные вселенные, и умные адаптации при перетекании одних в другие творят чудеса. К сожалению, «Посвящённый» не вносит изменений ни по какой другой причине, кроме как для того, чтобы вписаться в «печеньку», (под которой тут понимаю молодёжно-потребляемую научно-фантастическую машину для зарабатывания денег). Состарив персонажей, он теряет невинность исходного материала, и поскольку потеря невинности в основном является эмоциональным краеугольным камнем книги, фильм остается странным для восприятия.
Чтобы помочь запечатлеть чудо первой любви Джонаса (актеру 25 лет), киношники ввели в историю любовную сюжетную линию, которая, теоретически, могла бы сработать, но этого не произошло. Есть разница между наблюдением за тем, как молодой парень открывает для себя любовь, и наблюдением за тем, как ребенок чувствует ее в первый раз. Книга основана на простоте, на трагедии детей, потерявших все, что может предложить мир; она работает как метафора для взросления и открытия истин, как хороших, так и плохих. Когда двадцатичетырехлетний юноша играет Джонаса, фильм теряет всю метафору и большую часть резонанса.
Даже великая Мэрил Стрип, как главный старейшина, падает плашмя из-за плохо написанного сценария. Сценарий почти рвётся на экране, как будто авторы пытаются компенсировать потерю эмоциональной основы книги, залепляя местами порванные листы липкой лентой. Холодная футуристическая декорация лишь усиливает общее ощущение угнетенности, полностью избавляя от любых моральных нюансов, которыми оно потенциально могло бы обладать.
Тем не менее, «Посвященный» имел преимущество, проведя два десятилетия в руках молодых читателей, создавая основную фанатскую базу, охватывающую по меньшей мере два поколения, (редкий и ценный актив в жанре кино), в мире нагруженном адаптациями романов с гораздо более сомнительным багажом фанатов. Киноверсия «Посвященного», которая была бы ближе к книге, могла бы увлечь эту фанатскую базу и стать совершенно новой звездой кинематографа, которая бы светила зрителям — так же, как Гарри Поттер в школе магии, влюбленный вампир Эдвард Кален и его девушка-подросток, а также девочка-подросток, втянутая в смертельное реалити-шоу.
Вместо этого «Посвященный» был превращен в фильм, больше похожий на другие фильмы, основанные на романах YoungAdult, как бледная копия чего-то известного, чем на настоящий, полноценный, самостоятельный роман, на котором он был основан. Как ясно показывают кассовые сборы результат: фильм никому не понравился.