Найти в Дзене

Уроки архитектуры, усвоенные в кино

Архитектура и кино связаны между собой. Не только потому, что они оба работают со схожими материалами, реальным и виртуальным пространством, но и потому, что с тех пор, как братья Люмьер основали первый кинотеатр, кинотеатр способен пробуждать здания и города с порой ослепительной поэтической интенсивностью. Чтобы показать способность кинематографа с редкой точностью предлагать испытанное пространство и сделать правдоподобными самые мечтательные сценарии, можно привести множество примеров, хотя, возможно, достаточно вспомнить, в последнее время, три фильма из представленных в последнем выпуске "Оскара": триумфальные и похвальные "Паразиты", прекрасный, но, возможно, слишком превознесенный Джокер, и поэтичный и маньеристский "Боль и слава". Паразиты - это история столкновения - с комическим внешним видом и трагическим фоном - двух семей из противоположных полюсов социального спектра. Некоторые из них богаты, утончённы и маниакальны и превращают презрение в образ жизни; другие бедны,

Архитектура и кино связаны между собой. Не только потому, что они оба работают со схожими материалами, реальным и виртуальным пространством, но и потому, что с тех пор, как братья Люмьер основали первый кинотеатр, кинотеатр способен пробуждать здания и города с порой ослепительной поэтической интенсивностью.

Чтобы показать способность кинематографа с редкой точностью предлагать испытанное пространство и сделать правдоподобными самые мечтательные сценарии, можно привести множество примеров, хотя, возможно, достаточно вспомнить, в последнее время, три фильма из представленных в последнем выпуске "Оскара": триумфальные и похвальные "Паразиты", прекрасный, но, возможно, слишком превознесенный Джокер, и поэтичный и маньеристский "Боль и слава".

https://pin.it/2gW8wiH
https://pin.it/2gW8wiH

Паразиты - это история столкновения - с комическим внешним видом и трагическим фоном - двух семей из противоположных полюсов социального спектра.

Некоторые из них богаты, утончённы и маниакальны и превращают презрение в образ жизни; другие бедны, вульгарны, гениальны и беспринципны. Некоторые живут в восточном варианте дома Фрэнка Ллойда Райта: особняк, расположенный в элегантном районе Сеула, с безукоризненно чистыми пространствами, небольшим, но отличным декором, дорогими материалами и большими окнами, которые, в лучших корейских традициях, религиозно открываются в сад; другие - образцы люмпемпролетариата без торговли и льгот - живут в пригородном подвале, который выглядит как среднеклассовая версия Токийской башни в Капсуле: грязный, китчейский подвал, настолько маленький, что бедной семье пришлось поставить домашний туалет на чердаке на уровне улицы, как будто это трон в самом скатологическом смысле.

Фабула фильма проходит между этими двумя сценариями через мизерную сцену и сюжет, напоминающий сюжет других подобных фильмов. Трудно не ассоциировать два дома Parasites с парой домов в Mon oncle - с сюрреалистическим фильмом Жака Тати, темой которого также является конфликт двух противоположных архитектурных миров: дом снобов, посвященный механике, полный современных гаджетов и холодного, как айсберг; и дом месье Юло, традиционный, хаотичный и абсурдный, но полный уютных уголков.

Эта неявная ссылка на Mon oncle приближает Parasites к давней традиции кино и литературы, которая, возможно, началась в Великобритании с тех романов Джейн Остин, которые непрерывно блуждают по особнякам, палаты и коттеджам; традиция, которая прошла через истории Чарльза Диккенса, достигла, среди прочих названий, The Edwardians of Vita Sackville-West, и в конечном итоге породила такие фильмы, как Госфорд Парк и сериалы, такие как Бленгеймский дворец, чьей средой являются дворцы, и чьи главные герои - те, кто живет в них: С одной стороны, наверху - господа, владеющие залами с высокими потолками и мишурой; с другой стороны, слуги в другом слое, внизу, у плиты и недалеко от конюшен.

Архитектурная и феноменологическая тема наверху и внизу - одна из тех, к которым лучше всего подходят паразиты. В какой-то момент подвал совершенно нового дома богатой семьи - своего рода лабиринтная расшифровка подвала, который сам по себе является домом бедной семьи, - станет главным этапом неожиданного исхода. Философ Гастон Бачелард считал, что подвал, соприкасающийся с землей, - это самая поэтическая часть дома, но для Бонг Чжун Хо, директора "Паразитов", подвал - это просто мрачное и трагическое пространство. Это колодец, вонючая канализация, которая является такой, как бы ни были иллюзии бедной семьи о присвоении дома богатой семье - в фильме есть сцена, напоминающая гротескный ужин "Виридианы" Бунюэля - который ловит детей люмпемпролетариата и в конце концов глотает их, как Сатурна. Как утверждает один из персонажей:

"Чтобы изменить свой запах [запах - это, в конечном счете, ключ к паразитам], вы должны изменить свой дом".

"Под землей живет гораздо больше людей, чем ты думаешь", - говорится и в фильме. На самом деле, паразиты начинаются в одном подвале и заканчиваются в другом, и поэтому они могут быть связаны с другой литературной и кинематографической традицией, которая еще жива, с традицией погребенных и несчастных персонажей, которая, возможно, происходит из "Мемуаров из-под земли" Достоевского, истории, которая идет от того же, что и паразиты: иллюзии, которая неизбежно провалится: некоторые люмпены покидают свой особый подвал.

Комедия шутов в начале, шоу Тарантино в конце - Паразиты умудряются грамотно разобраться - то есть, не впадая в клише "хорошие и плохие" - с темой классовой борьбы в ее современной версии. То, чего, кстати, Джокер не достигает, идеальный фильм в повествовательной и изысканной в эстетическом плане, но, возможно, из-за своего долга перед комическим, продолжением является то, что он попадает в манихейство. Манихейство, которое в значительной степени поддерживается тщательным выбором архитектурных декораций, формирующих всегда грязную атмосферу фильма.