Найти тему
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Амфиктионии

Автор: Павел Бурундуков

Столкновения и конфликты между родственными друг другу племенами и народами существуют с первобытных времен, когда две части некогда единой общины вступали в схватку за охотничьи угодья или пытались «сбалансировать» половой состав, похищая невест. Столь же древнее происхождение имеют и попытки мудрых людей примирить враждующих, напомнив им об общих предках, идентичной культуре или одинаковой религии.

Древняя Греция и в этом отношении внесла неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации, породив интереснейшее религиозно-политическое явление — амфиктионии.

Амфиктиониями греки называли религиозные союзы, созданные соседствующими племенами, а затем и государствами, для совместной поддержки святилища какого-нибудь особенно уважаемого божества. Как правило, союзные племена жили вокруг святилища (буквально слово «амфиктиония» переводится, как собрание амфиктионов, то есть живущих вокруг чего-либо). Старейшины племен вместе совершали жертвоприношения, отмечали праздники и проводили спортивные соревнования, защищали храм, в котором часто скапливались сокровища, принесенные в дар верующими, а также судили святотатцев - нарушителей религиозных правил и обычаев. Праздничные собрания на безопасной земле святилища использовались для обсуждения споров и конфликтов между членами амфиктионии. Достигнутые в храме экономические и политические соглашения помимо доброй воли участников подкреплялись авторитетом божества.

Большое значение для развития дипломатии между государствами Древней Греции, находившимися в состоянии войны, имело правило, которое приостанавливало боевые действия между амфиктионами на период религиозных праздников. Нарушителя ожидала обязательная священная война со всем союзом целиком, поскольку нападение в период праздника считалось богохульством. Кроме того, войны между членами амфиктионии обставлялись ограничениями. В частности, запрещалось: разрушать города, отводить воду во время осады, обращать в рабство военнопленных.

Из многих амфиктионий Древней Греции самой авторитетной со временем стала обьединенная Дельфийско-Фермопильская амфиктиония, созданная из двух самых древних союзов — Дельфийского (храм Аполлона в Дельфах) и Фермопильского (храм Деметры в Фермопилах). В нее входило 12 государств Средней и Северной Греции, каждое из которых имело при голосованиях по два голоса.

Два раза в год — весной в храме Деметры, осенью в храме Аполлона — созывалось общее собрание амфиктионии, решения которого считались обязательными для всех участников. Специально назначенные представители — иеромнемоны, наполовину политики, наполовину жрецы — съезжались в храм, чтобы организовать праздник, провести Пифийские игры и решить накопившиеся за полгода межгосударственные вопросы. Иеромнемонов избирали из числа аристократов, считавшихся потомками богов. Часто это были младшие отпрыски царских семей.

К 5 веку до н. э. храм Аполлона добился преобладания над храмом Деметры. Его коллегия жрецов была выделена из общего состава представителей и получила право вещать волю Аполлона и оказывать влияние на внутреннюю жизнь государств, а также разрешать споры в качестве независимого суда. Все политические договоры подлежали обязательной санкции Дельф. Назначение иеромнемонов государствами фактически превратилось в кооптацию, то есть жрецы сами стали обновлять свой состав.

Со временем Дельфы превратились в могущественный политический и экономический центр. Они не только собирали большие взносы с греческих полисов и пожертвования паломников, но и проводили грандиозные ярмарки, а также выступали в роли крупнейшего банка, в том числе чеканили собственную монету. Это привело к обострению борьбы греческих государств за контроль над храмом Аполлона и постепенно исказило саму суть амфиктионии. В 290 году до н. э. Дельфы оказались под контролем Этолийского союза племен и утратили значение независимого святилища. А еще через десятилетие храм Аполлона подвергся тотальному разграблению во время нашествия галлов.

Другие амфиктионии — в Олимпии (храм Зевса), Арголиде, Беотии (храмы Посейдона и Афины), на островах Эвбея и Делос (тоже вокруг храма Аполлона) - также постепенно утратили свое значение. Древняя же Греция подчинилась сначала македонцам, а затем римскому господству. Конфликты между полисами теперь решались сенаторами, затем императорами. Однако, память о полезном обычае древних греков сохранилась в истории. В разное время по образцу амфиктионии пытались создать религиозные союзы государств такие деятели, как еврейский царь Ирод Великий и освободитель Южной Америки Симон Боливар. Вот только сегодняшние правители, заявляющие о своей приверженности тем или иным религиям, не очень торопятся следовать их гуманистическим заветам. А жаль...

Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.