Найти тему
Океан Между Нот

Прощайте!

В последнем абзаце книги музыковеда Алексея Сканави "Записки о музыке: пара фраз от Алексея Сканави" высказана интересная мысль,

что теме прощания посвящено гораздо больше музыкальных произведений, чем теме встречи.

Причина такого положения заключается в том, что соизмеримость амплитуд эмоциональных всплесков "встречи" и "прощания" резко контрастирует с разностью в их продолжительности. При встрече немного порадовались и всё, а горечь расставания остаётся на годы. И не важно с кем или чем прощается человек. Это дискомфортно, это где-то болезненно, это придаёт "прощальным" сочинениям композиторов требуемый накал драматизма. В тоже время, предчувствие будущей встречи может вносить в музыку очаровательные оттенки томления. Таким образом, произведения на тему "ожидания" могут рассматриваться, как непосредственно вытекающие из сюжетной линии "прощания".

Художник Стив Хэнкс
Художник Стив Хэнкс

Как правило, прощальная музыка наиболее проникновенно звучит в заключительной части сочинения.

За работой застали Антона Брукнера чешский музыкант Йозеф Сук и композитор Антонин Дворжак. Он пытался завершить очередную симфонию:

Вы хотите, чтобы я пришёл на концерт. Я не могу этого сделать.
Я столько болею, а у меня так много работы. Вот видите, я сейчас работаю над Адажио Девятой симфонии и поэтому должен сегодня остаться дома.

Девятая осталась без финала. Брукнер умер, не успев его дописать. Адажио стало не только финалом, но и прощанием композитора с жизнью, своеобразным итогом всего творчества, его и дополнять уже ничем не надо.

Прощальные слова, произнесённые музыкой Брукнера, исполнены такой страшной пронзительности, какую и сегодня бывает трудно вынести. Особую роль в музыке играет ... тишина. По словам А.В. Михайлова:

И после того, как композитор выложил все силы, чтобы сказать то, что он хотел сказать, остаётся только помолчать, потому что все возможности человеческие исчерпаны.

Но наступившая тишина это не конец. Симфония переходит за грань земного бытия. Перед нами в виде цитат проходят лучшие моменты жизни композитора: тема адажио из Восьмой симфонии, фанфара из Четвёртой и отголосок главной темы Седьмой симфонии, с исполнения которой началась мировая слава Брукнера. Заканчивается симфония светло и умиротворённо.

Сборник древней китайской поэзии "Китайская флейта" в переводе Ганса Бетге вдохновил Густава Малера на создание вокально-симфонической симфонии "Das Lied von der Erde" ("Песнь о Земле"), ставшую трагической исповедью художника. Нет, он не умер после её завершения, хотя, как утверждает Бруно Вальтер, боялся этого, поэтому и хитрил с нумерацией.

Финал симфонии называется "Прощание" ("Der Abschied"). Он состоит из двух стихотворений разных авторов - "В ожидании друга" Мэн Хаожаня и "Прощание с другом" Ван Вея.

Скорбная речитация контральто начинается в почти полной морозной тишине, на фоне застывшей мелодии флейты. Новая строфа выплывает также сдержанным речитативом. Флейта уже пытается согреть нас робкой мелодией. Безуспешно.

Перед последней строфой следует большая оркестровая прелюдия в виде пронзительного траурного марш, который после вступления голоса, становится мрачным фоном. Широко изливается поток музыкального сознания. Итогом всего произведения становится просветлённая кода:

Земля родная
Всегда, везде
Цветёт весной
Из года в год.
И вечно дали
Там лучезарны.
Вечно ...

Всё тише и тише становятся звуки, затухающие, истаивающие в бескрасочном до мажоре. В последний раз проходит флейтовая мелодия, символизирующая так рано умершую дочь композитора. Еле слышны прощальные прозрачные аккорды симфонии.

Свою последнюю, Пятнадцатую симфонию Дмитрий Дмитриевич Шостакович закончил 29 июля 1971 года. Композитору почти 65 лет, уже давно он неизлечимо болен и знает о своей болезни. Его симфония - сложное, многозначное, не поддающееся подробному словесному пересказу произведение, оно изобилует цитатами и автоцитатами.

Финал - самая значительная и глубокая часть симфонии, подлинный её итог, своего рода прощание от лица автора. Он открывается "темой судьбы" из "Кольца нибелунга" Рихарда Вагнера. После троекратного её повторения появляются начальные интонации элегии Михаила Глинки "Не искушай меня без нужды", пластично переходящие в тихую напевную мелодию - главный образ финала.

В середине части композитор, как и Брукнер в адажио Девятой, обращается к собственному музыкальному материалу. Неожиданно жёстко провозглашается знаменитая "тема нашествия" из Седьмой симфонии.

Заканчивается симфония прощальным перестуком кастаньет и перекличкой треугольника с малым барабаном, создавая ощущение уходящего времени. Засыпание с улыбкой на улице. Полное смирение и наблюдение за собственной смертью.

Концерт для виолончели с оркестром № 1 был создан Альфредом Гарриевичем Шнитке в 1986 году после перенесённого инсульта. Композитор говорил, что музыка последней части была дана ему свыше. После этого Шнитке прожил ещё 12 лет, но считал, что лучше финала виолончельного концерта больше ничего не создал.

Действительно, это настоящий образец прощания с жизнью. В начале виолончель упорно противостоит оркестру, но потом силы её покидают и она медленно угасает. Затихает и оркестр. Фиксируется момент смерти. Далее голос виолончели устремляется ввысь, буквально переходя в ультразвук.

Чтобы не было совсем грустно расскажу прощальную несмешную байку:

Однажды князь Эстерхази был недоволен музыкантами своего оркестра и приказал Йозефу Гайдну всех распустить, за исключением первого скрипача и клавесиниста. Гайдн был вынужден подчиниться, но был расстроен, что лишал многих людей средств к существованию, а также тем, что терял опытных музыкантов. Он решил сочинить инструментальную фугу и пригласил князя послушать её исполнение в воскресенье после Мессы. Князь согласился.
После оркестрового раздела, который исполнили вместе все оркестранты, как того требует форма фуги, искусный маэстро ввёл своего рода коду с последовательностью пауз, распределённых таким образом, что один инструмент за другим перестают играть. Фуга завершалась одним звуком, исполнявшимся в унисон скрипкой и клавесином. Князю Эстергази так понравилась эта шутка композитора, что он разрешил оставить всех музыкантов на службе.

Друзья, океан музыкальной информации уже собран и ждёт всех в Каталоге канала. Осталось только его сохранить.