На одной афише с Queen
Ричард Макфейл
«Поскольку Genesis работали весьма кропотливо, единственные группы, которые мы встречали, были те, что попадались на одной афише с нами. Конечно, при условии, что оставались досматривать других… Просто мы всегда играли первыми, а поскольку группа как можно скорее хотела вернуться домой, все собирались в Hillman Imp, включая Фила. Я видел другие группы, пока собирал шмотки за кулисами, обматывал все кабели и старался ничего не забыть. Мы добирались до места в конце дня, и сама настройка занимала пару часов.
Помню, выступление в Nottingham Boat House, промоутер бензопилой вырезал огромную часть лестницы, чтобы мы могли поднять по ней меллотрон.
Иногда группа получала саундчек до того, как приезжала, а иногда не получала вовсе – всё зависело от артиста, который являлся хедлайнером. Вы находились в его власти, некоторые группы были менее щедры, а кто-то напротив».
9 января 1971 года на сцене колледжа Ewell Tech выступали несколько групп, среди которых числились Queen и Genesis. Изначально вместо Queen должна была выступать группа Hard Meat, но незадолго до концерта она канула в лету. Хедлайнерами концерта в Ewell являлись Кевин Эйерс и группа The Whole World, в которой играл молодой бас-гитарист Майк Олдфилд.
Ричард Макфейл
«Мы выступали в колледже Ewell, где попали на одну афишу с Queen. Они тогда представляли собой нечто среднее между Дэвидом Боуи и Led Zeppelin. Вообще ставить их на одну афишу с нами - странно. Тогда мы играли первыми. Фредди еще не был тем самым Фредди, которого все знают сегодня. Он не прыгал по сцене, не размахивал стойкой от микрофона. А просто пел, сидя за клавишами. В тот вечер мне больше запомнился Брайан Мэй - поразительный гитарист. Уже поздней появилась история, будто Питер пытался переманить Роджера Тэйлора в Genesis, но я сомневаюсь, что это правда, поскольку тогда у нас уже играл Фил. Хотя я слышал и обратное: Queen пытались переманить Фила. А может планировался обмен? Очевидно, поющие "драммеры" тогда были в почете.
Спустя много лет, на одном из последних концертов Genesis в Лондоне [8 июля в Твикенхеме - прим.], я общался с Брайаном Мэем. По его словам, после того выступления в Ewell Tech, он стал поклонником Genesis. Я спросил его, помнит ли он тот вечер, на что Брай ответил: "Конечно, именно тогда мы познакомились с нашим будущим бас-гитаристом Джоном Диконом". [в раннем составе Queen на бас-гитаре играл Барри Митчелл. К слову, по некоторым данным, слух о "переманивании Тейлора" пошел от него - прим.]
Впрочем, спустя 22 года Роджер Тейлор всё-таки отыграет в составе Genesis мини-концерт за барабанами на благотворительном вечере в парке Каудрей. Но это уже совсем другая история...
В начале 1971 года Тони Страттон-Смит решил организовать совместное турне трех групп, входящих в Charisma. Промоушен поручили Тони Смиту (не путайте).
Six Bob Tour — 3 группы за 6 шиллингов
Фил Коллинз
«У Тони Страттона-Смита появилась замечательная идея сделать тур с тремя сильнейшими группами его лейбла, выступления в 9 концертных залах страны. Charisma Package Tour начался в Лондоне 24 января 1971. В туре за 6 шиллингов (30 пенсов по новым деньгам), можно было увидеть Genesis («Без сомнения они достигли совершеннолетия» - Sound), Lindisfarne («их отличительная черта – сильные, четкие и прямые песни» - Melody Maker), а возглавляли афишу Van Der Graaf Generator («В VDGG используются шок-аккорды и богатые паузы, которые подчеркивают задумчивость и невоообразимое напряжение – будто грядет пришествие армагеддона» - NME).
На сцене было понятно, что нечего терять рядом с Lindisfarne. Они были хорошей группой, и всегда их поддерживало много зрителей, никто не хотел выступать перед ними. Van Der Graaf, закрывавшие концерты, были очень яркими. Мы представляли золотую середину. Van Der Graaf – это бескомпромиссность, за что я всегда их уважал. Они делали то, что хотели, никого и ничего не щадя».
Майк Резерфорд
«Одна из лучших идей Страта: устроить музыкальный тур по стране и познакомить людей с тремя лучшими коллективами лейбла и не взимать за это много денег (6 шиллингов – это сущие гроши) за билет. Другие две группы на афише – Lindisfarne и Van Der Graag Generator, они шли по очереди, но мы были младшими, поэтому начинали первыми, на разогреве.
Van Der Graaf – мрачные, тяжелые. Проблема в том, что они понятия не имели, как следует выстраивать сет. Они складывали все песни подряд, затем шли тяжелые и нудные номера и под конец всё самое мрачное, когда и так уже все были подавлены и не знали, что делать. От них я научился тому, как не стоит структурировать сет. Мы учились работать над звуком, наблюдая как работают техники других групп. Мы оказались в реальном мире».
Тони Бэнкс
«Первое шоу было в Лицее, третий концерт Стива с нами, в январе 1971. И поскольку это был третий концерт по счету, а мы играли первыми, то особо не испытывали давления. Всё равно терять нечего. Мы начинали шоу и порой оно проходило на удивление хорошо: люди погружались в атмосферу. После нас шли Lindisfarne, в толпе уже к этому времени собиралось много их поклонников. Они всегда играли «We Can Swing Together» и тему из Z Cars, после чего в зале начинался настоящий шторм. И в конце Van Der Graaf выходили с музыкой, которая одновременно была и тяжелой, и сложной. Мне было их жаль.
Но мы вдруг стал разбираться в том, что у нас хорошо получалось, особенно в таких городах как Манчестер, Ньюкасл, Глазго, где мы играли, но без успеха. Зачастую Genesis нравились в индустриальных городах. В колледжах дела были не очень. Для этой аудитории мы были слишком заумными. Студентам же хотелось приземленной музыки, а вот приземленные зрители были рады принять более продуманную музыку».
Майк Резерфорд
«Одна из самых приятных вещей, связанная с Six Bob Tour – остановка в отелях. Нам не нужно было возвращаться домой после каждого концерта. Мысль о том, чтобы добраться до Ньюкасла и не возвращаться назад, казалась невероятной: кровать! Не очень комфортная, но кровать!».
Стив Хакетт
«Мы путешествовали туда-сюда по шоссе в большом автобусе. Genesis были посередине, Lindisfarne - позади, а Van Der Graaf – впереди. У меня прочно засело в памяти, что Genesis – это люди, разгадывающие кроссворд в Times. Если вы хотели поговорить о смысле Вселенной, жизни и смерти, вам надо было пройти вперед и поговорить с Дэйвом Джексоном, Питером Хаммилом, Гаем Эвансом и Хью Бантоном. А если вы хотите выпить в обеденное время, то надо было пойти назад и сесть вместе с Lindisfarne и обсудить преимущества Гиннеса против Ньюкасл Браун Эля.
Фил Коллинз
«Можно присесть Lindisfarne, которые были пьяницами, или с Van Der Graaf, которые были курильщиками. Я колебался между двумя группами, потому что я был и курильщиком, и пьяницей. Мне везде были рады».
Первое зарубежье
Ричард Макфейл
«Между тем перспективы Genesis постепенно улучшались. В Ньюбери у нас состоялся наш первый концерт за 100 фунтов стерлингов, а 7 марта 1971 года случилась наша первая заграничная поездка в Бельгию. Большинство фанатов ошибочно полагает, что Италия стала первой покоренной Genesis иностранной территорией, но нет. Обычно я отправлялся в офис Фреда Мунта, у которого был дневник с концертами, организованными Терри Кингом, и он мне говорил: «Рич, завтра летишь в Сандерленд / Лидс / Ковентри или куда-то еще». Но в феврале он мне заявил: «Рич, через 2 недели летишь в Бельгию».
Мне полагалась книжка, мне нужно было составить полный список всех инструментов, аппаратуры, которое у нас находилось в фургоне, отвезти это всё в торговую палату и проинформировать, куда мы отправляемся. То есть для того, чтобы покинуть одну страну, нужен был лист бумаги, и еще один для приезда в другую. И составить это всё нужно максимально правильно.
Середина зимы. На пароме мы отправились из Дувра в Остенд. Charisma дала нам фургон для аппаратуры. Всего нас отправилось семеро – музыканты, я и Жеррард. Глядя на армию персонала сегодняшних дней, вспоминать об этом смешно.
Сегодня существует спутниковая навигация, которая точно подсказывает, куда нужно ехать. Есть мобильные телефоны, планшеты с мобильными картами. А тогда я понятия не имел, куда нам ехать в Бельгии. У меня даже раскладная карта отсутствовала. Хорошо, что я немного знал французский язык, поэтому в нужные моменты я свешивался с окна и спрашивал кого-то на улице. Фил, сидевший с нами в фургоне и проигрывавший очередные кассеты, был потрясен. Верите или нет, но он никогда не встречал людей, кто умел говорить на иностранном языке. Когда мы доехали до места, Фил рассказал остальным про мое общение по-французски с местными жителями. Он был крайне поражен. Конечно, Майка, Питера и Тони эта новость не впечатлила. В конце концов, все они также учились в Чартерхаусе, как и я. Вскоре Питер прославился тем, что представлял песни на соответствующем языке той страны, где мы играли, да и по сей день с этим прекрасно справляется».
Фил Коллинз
«По каким-то причинам Genesis добились успехов в Бельгии. После моей поездки в Нидерланды с Flaming Youth, мне ещё не хватало поклонников из Люксембурга, и уже можно будет сказать, что в Бенилюксе я свой.
В марте 1971 Genesis отыграли свой первый концерт за границей в маленьком клубе Шарлероа под названием Ferme Cinq. Мы на пароме пересекли Ла-Манш, причем были возбуждены тем фактом, что являемся уже гастролирующим по миру оркестром, пока не увидели сцену, сделанную из пивных ящиков. Нам следовало быть осторожными, дабы никто её не качнул в середине пространного и неофэнтэзийного монолога. Но нам всё же удаётся остаться в вертикальном положении, тем самым мы произвели фурор. Наконец, Genesis набрали обороты. По крайней мере, в Бельгии».
Ричард Макфейл
«Только представьте их радость, когда они узнали о поездке в другую страну. Более того, клуб Ferme V, заполненный под завязку фанатами, которые знали каждую ноту! Это было невероятно. В Англии успех шел медленно, а в Бельгии всё произошло внезапно, словно взрыв.
Остановились мы тогда в 3-звездочном отеле. Я делил комнату с Питером, поскольку тот больше не хотел ночевать с Тони. Там же, в Бельгии, возникла яркая искра: мы вдруг поняли, что находимся недалеко от Люксембурга, где располагалась любимая нами радиостанция. Такую возможность мы не могли упустить. И вместо того, чтобы вернуться в фургоне с аппаратурой в Остенд, после чего пересесть на паром, Фил и Питер отправились на радиостанцию Люксембурга.
Бог знает, откуда мы нашли силы после саундчека, выступления, перерыва… Выносливость невероятная. Причем никакой организации. Мы просто появились там без предупреждения. Думаю, если бы мы попытались что-то организовать там, скорее всего, нам бы отказали.
Там сидел только Кид Дженсон. Кажется, даже продюсера нигде не было. Всё произошло в полночь. Когда мы появились, он продолжал вещать. Никто даже не предложил стакан воды. В общем, он начал брать интервью у нас и, мягко говоря, не был от нас в восторге. Впрочем, мы тоже такового не испытывали, но когда мы начали собираться обратно, Фил сказал, что заметил в столе у Кида альбом Trespass, после чего тот быстро его спрятал. В общем, интервью сделали, но без музыки.
Мы сели снова в фургон, отправились в Брюссель, а потом в Остенд. Помню, как мы карабкались на снежную гору, когда казалось, что мы никуда не движемся. Я уже находился на истощении. Как-то мы всё же добрались до парома и оказались в итоге дома. Мы пытались поймать радио Люксембург, но сигнал был не четкий. Пожалуй, только мама Майка Резерфорда смогла поймать трансляцию, когда лежала у себя дома с небольшим преемником под подушкой».
Свадьба Питера
17 марта 1971 года Питер Гэбриэл взял в жены Джилл Мур. Бракосочетание состоялось в Лондоне. Отец Джилл, сэр Филип Мур, был личным секретарем Королевы. Он имел право пользоваться королевской часовней и настоял, чтобы церемония прошла именно там, а прием состоялся во дворце Сент-Джеймс. Правда, ни Питер, ни Джилл не были счастливы от всего этого. Гости, пришедшие на прием, представляли собой забавный контраст: со стороны Мура – аристократические гости во фраках, цилиндрах и вечерних платьях. Со стороны Гэбриэла – его «волосатые» друзья-музыканты, включая Тони Страттон-Смита и Джона Энтони.
Тони Бэнкс
«Кажется, на свадьбе Питера мы впервые услышали, что Trespass стал номером один в Бельгии. Конечно, это был шок. У нас состоялся только один концерт в Бельгии, в маленьком клубе».
Бриллиантовая нога
В апреле Genesis возобновила тур.
19 июня 1971 состоялся концерт, в котором случился довольно неприятный инцидент.
Дэвид Стоппс, владелец клуба Friars
«В июне 1971 года мы вернулись в новый, большой зал Friars. У нас уже была большая аудитория и концерты становились всё интереснее. И один из них я никогда не забуду из-за особой настроенности Питера… Последняя песня. Питер был весь «в процессе», а публика стояла на ушах Они просто сходили с ума, и каждый получал друг от друга удовольствие… Зрители от музыкантов, музыканты от зрителей. И прямо посередине песни «The Knife» Питер отбегает назад и бежит прямо в зрительный зал и… приземляется на 2-3 человек. Он их раздавил собой. Помню, как я пошел в толпу и подхватил его вместе с Ричардом, чтобы вернуть обратно на сцену, так как он сам туда рвался. «О, моя лодыжка, моя лодыжка… Я сломал лодыжку!».
Тони Бэнкс
«Во время работы над Nursery Cryme, мы играли в Friars в Эйлсбери, одна из любимых наших площадок. Питер настолько увлекся, что прыгнул за пределы сцены в зал, надеясь, что публика его поймает. Но, разумеется, они все разошлись…»
Питер Гэбриэл
«Довольно часто я ощущал себя неким фильтром между публикой и группой, которые готовы были играть даже за черными занавесками – абсолютно не важно! По мне же, наоборот. Контакт с публикой крайне необходим. Поэтому тогда я просто захотел прыгнуть в зал. Это вполне нормально. За исключением танцоров, бодро трясущих головами. Но, возможно, не рассчитал, и чуть изменил направление во время прыжка… Приземлился неудачно и сломал лодыжку. Но поскольку звучала «The Knife», во мне было полно адреналина. Я понял, что что-то случилось, но боли совсем не ощущал. Я призвал публику помочь мне вернуться на сцену, но стоять совершенно не мог, и в итоге закончил песню на коленях. После поклона остальные музыканты ушли со сцены, а я продолжал стоять на коленях и видел, как они на меня смотрели: “Ну всё, старик, кончай выделываться!”»
Тони Бэнкс
За кулисами мы с Майком говорили ему: «Давай, надо вернуться на бис!», на что Питер ответил: «Не знаю, кажется, не могу», при этом выглядел очень бледно. «Да ладно тебе, сможешь!». Он явно испытывал сильную боль и только в этот момент мы поняли, что что-то случилось. А оказалось, он сломал лодыжку. В общем, очень глупая ситуация
Питер Гэбриэл
Боль к этому времени уже усилилась. Другие, наконец, поняли, что что-то произошло и отправили меня в больницу. Майк пришел к моей жене, но, судя по его виду, она подумала, что сейчас он скажет о моей смерти…
На следующих концертах я использовал свою коляску и загипсованную ногу в качестве реквизита. Порой мы так увлекались, что я забывал обо всем.
Майк Резерфорд
«Следующие несколько недель Пит сидел в инвалидном кресле, что выглядело сюрреалистично. Мы никак не проявляли ему свое сочувствие, хотя зрители тоже ни о чем не догадывались: «Ах, как храбро!». Но мы находились в ужасе, когда он вставал и начинал бродить по сцене с её неровностями, и мы волновались, что он не сможет вовремя остановиться. Плюс ко всему, он начинал размахивать костылями, словно одержимый. Было страшно. Но шоу продолжалось».
«На фестивале мы не плотники…»
Между тем, следующее выступление Genesis тоже оказалось знаковым – на фестивале Reading.
Стив Хакетт
Рок-фесты всегда звучали потрясающе, но по факту первые 5 лет наших фестивальных выступлений всегда шел дождь. От одной мысли об участии мы начинали охать: «О нет, только не фестиваль! Это же еще одна грязевая ванна!». Увы, на фестивалях многое шло не так. В первый раз мы играли в Рединге (26 июня)… напряжение витало в воздухе. Мы не могли настроить орган… а если всё печально для органа, то все грустно и для меллотрона, а значит под угрозой всё выступление. Также свои 12-струнные гитары мы настраивали в гримерной. К моменту выхода на сцену, температура уже была другая, поэтому гитары выходили из строя. В те дни настраивать инструменты перед публикой можно и не надеяться. Цифровых тюнеров ещё не было.
Тони Бэнкс
Не думаю, что мы были фестивальной группой. Днем очень сложно выстроить атмосферу. Мы выходили и начинали играть сложную музыку, которая продолжалась снова и снова… куча аккордов, а 90 процентов публики не понимало, что происходит. О звуке молчу. Это просто ужас. Но мы всегда учились выстраивать концерты, а с каждым разом шоу становилось всё больше. Мы уже обладали определенной репутацией и для таких фестивалей вполне подходили, однако ничего реально не происходило, пока мы в итоге не стали хедлайнерами, когда уже могли играть вечером и для своей публики
Хороший отклик на концертах не отражался на альбомных продажах, они все еще были статичные, на уровне 5-6 тысяч. Было сложно, да еще без синглов, без какого-либо продвижения или рекламы. Никакого освещения в газетах. Кроме «Top of the Pops» и, возможно, «The Old Grey Whistle Test» других шоу по ТВ не было. Рок-музыка ещё не стала частью мейнстрима, в отличие от сегодняшних дней. Она была частью молодежной жизни и по большому счету еще находилась в игноре. Поэтому другой, кроме выступлений, возможности продвигать себя не было.
Фил Коллинз
«В клубе Фаркс в Саутолле (3 июля – прим.) состоялось одно из немногих шоу, которое посетил мой отец.
Больше о том концерте ничего не помню. Только его приход. Без каких-либо деталей. Я не помню, чтобы папа мне говорил: «Хорошая работа, сынок». Возможно, он сидел там долго для того, чтобы дождаться полпинты горького. Возможно, он и тогда считал, что я ничего не стою. Это всего лишь паб, а его младший сын выступает в далеко не самой музыкальной группе, чьё творчество ему сложно понять. В это время мы играем неизвестные для всех, в том числе для нас самих, мелодии, у которых ещё нет текста, и песни, которые еще не закончены, а Питер просто поет случайные слоги.
Но, похоже, публика этого не замечает. Им так нравится наша музыка? Или они просто пьяны? Скорее всего, это связано с тем, что наши усилители настолько убиты, что никто просто не может текст различить. Бедный папа. Неудивительно, что он практически никогда не приходил. И неудивительно, что ему страшно за будущее сына».
To be continued..