Вот вторая история Пионера-героя, и вновь перечитывая ёё, задаюсь вопросом откуда столько любви к Родине, есть ли сейчас у людей глубоко внутри такая жертвенность. Если сейчас будет такая внешняя угроза выстоим ли? Или в стране сейчас так много внутренних проблем что люди устали. Должны ли мы сейчас жить с оглядкой на трудности прошлого и слушать слова вроде " Выстояли в войну и голод, значит сейчас тоже переживем, надо только потерпеть. " Мне кажется что есть одна гигантская разница тогда сложности создавали внешние враги и факторы, а сейчас (несмотря на то что с центральных каналов твердят о наличии внешних врагов) "враги" и "трудности" внутренние, а точнее те кто воспитаны внутри страны и от кого меньше всего ожидаешь предательства. Ну а сейчас перейдем к истории:
Отец Марата — Иван Георгиевич Казей — коммунист, активист, прослужил 10 лет на Балтийском флоте. Проходил военную службу на линкоре «Марат», в честь которого назвал сына Маратом. Затем работал на Дзержинской машинно-тракторной станции, возглавлял курсы подготовки трактористов, был председателем товарищеского суда, в 1935 году был арестован за «вредительство», реабилитирован посмертно в 1959 году.
Мать Анна Александровна Казей тоже была активисткой, входила в избирательную комиссию по выборам в Верховный Совет СССР. Как и муж, подвергалась репрессиям, дважды арестовывалась по обвинению в «троцкизме», но была отпущена . Несмотря на аресты, продолжала активно поддерживать Советскую власть. Во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске.
После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной в ноябре 1942 года ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября.
Зимой 1943 года, когда отряд выходил из окружения, Ариадна Казей получила тяжелое обморожение ступней ног, требовалась ампутация. Было принято решение отправить её на «большую землю», но состояние ухудшалось, и ампутацию провели в полевых условиях. Ариадна была эвакуирована на самолёте только 14 июня 1943 года. Марату, как несовершеннолетнему, было предложено эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.
Впоследствии Марат стал разведчиком штаба 200-ой партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского под командованием комбрига Н. Ю. Баранова. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» (будучи ранен, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».
В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан.
В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования
Последний бой.
Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады Ларин Михаил Степанович на лошадях ранним утром приехали в деревню Хоромицкие, где они должны были встретиться со связным партизан Виктором Кухаревичем. Ларин направился к связному, а Марат зашёл отдохнуть к своим знакомым Аксенчикам. Менее чем через полчаса раздались выстрелы. Деревню окружила цепь гитлеровцев из состава карательной зондеркоманды СС «Дирлевангер» и полицаев. В начавшейся перестрелке Ларин погиб почти сразу. Марату удалось добраться до кустарника у опушки леса, там он и принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки своё последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Немцы, несмотря на потери, хотели взять его живым. Второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с ними. Есть две версии: по одной, Марат взорвал себя и подходивших к нему немцев. По другой, партизан сознательно подорвал только себя, дабы не дать повода гитлеровцам к карательной операции в деревне Хоромицкие.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно — через 21 год после гибели.
Увековечивание памяти.
До 1946 года могила Марата находилась на месте его гибели.
В 1946 году тело Марата Казея с воинскими почестями перезахоронено в его родной деревне Станьково (Дзержинский район, Минская область).
Первый памятник Марату был установлен на месте его гибели, на опушке леса. На нем написано: «Здесь 11 мая 1944 года погибли партизаны Марат Казей и Ларин».
В Минске:
Сквер Марата Казея (бывший Пионерский сквер).
Памятник Марату Казею, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти (возведён в 1959 году по проекту скульптора С. Селиханова и архитектора В. Волчека на средства, собранные пионерами).
Копия памятника находится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны (Минск).
Памятник Марату Казею несколько раз появляется в телесериале «Чёрная кровь» (2017).
Улица Марата Казея в Октябрьском районе Минска.
Во дворе гимназии № 25 им. Риммы Шершневой установлен бюст (улица Седова, 3.
В его память построен пионерский лагерь «Марат Казей», который находится в деревне Горваль (Речицкий район, Гомельская область), там же установлен его бюст.
В деревне Станьково (Дзержинский район, Минская область) Марату Казею установлен памятный обелиск (открыт в октябре 1958 года), там же его именем названа местная школа.
В Дзержинске (Минская область) на Аллее Героев на площади Дзержинского установлен памятный знак.
В поселении Орешники (Завьяловский район, Удмуртия) на территории детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» установлен бюст Марата Казея.
В селе Сновянка (Черниговский район, Черниговская область, Украина) на территории детского оздоровительного лагеря «Электроник» установлен бюст Марата Казей