Найти тему
Азбука Музыки

Образ Виолетты Валери в опере «Травиата»

Виолетта Валери, героиня оперы Дж.Верди «Травиата», сложный образ, который требует детального анализа.

-2

Виолетта является прототипом Маргариты Готье из романа А.Дюма «Дама с камелиями», но не может называется ее психологической копией. Я попытаюсь описать музыкальные приемы и обратить ваше внимание на все тонкости, с помощью которых композитор изобразил свою героиню, которую называют «Травиатой» - падшей женщиной. 

-3

Оперу открывает увертюра, которая начинается с темы Виолетты в си миноре. Звучит щемящая мелодия скрипок в верхнем регистре – это мотив ее болезни. Сразу же за ним, как пробуждение, следует светлый и мажорный мотив любви, что не может не говорить о последней надежде в жизни Виолетты, которую ждет трагичный конец. 

Начинается I действие, и мы мысленно переносимся в праздничную атмосферу бала, где Виолетта веселится с гостями, позабыв о болезни.

-4

Появляется пылкий влюбленный и по-юношески наивный Альфред Жермон, который обращает на себя внимание Виолетты. После «Застольной песни», восхваляющей праздность и беззаботность жизни, следует романтический дуэт с нежными признаниями Альфреда в чувствах. Мы понимаем, что он заинтересовал Виолетту. Между молодыми зарождается любовь. 

-5

Ария Виолетты – двухчастна, написанная в форме медленного вальса. Перед ней есть речитатив «Мне странно», в котором чувствуется сомнение и душевное метание Виолетты. Она не может себе позволить любить, так как это погубит ее и Альфреда 

1 часть в фа миноре – здесь Виолетта очень проста и честна перед собой. Она впервые по-настоящему влюбилась, но участь дамы полусвета и страшная болезнь не дает ей возможность быть счастливой в личной жизни, поэтому она «убегает» от пустых надежд. Минор сменяется мажором и звучит часть в ляЬ мажоре. Множество украшений, невероятные колоратуры, постоянные возгласы «Gioia» возвращают нас к образу легкомысленной и свободной светской дамы. Таким образом, Виолетта гонит от себя мысли о любви. Музыка настолько перенасыщена выразительными элементами, что она уже на воспринимается как веселая и беззаботная «песенка».Виолетта напрасно пытается вызвать в себе ложное чувство радости. 

-6

Во II действии из Арии Альфреда мы узнаем, что Виолетта счастлива с ним. Они ведут тихую и милую жизнь в поместье. Неожиданное появление отца Альфреда – Жоржа Жермона, разрушает идиллию влюбленных. Показательна сцена Виолетты и Жермона – она является новаторским приемом Верди, в котором декламация смешивается с ариозно-мелодическим пением. Виолетта предстает перед отцом, как уверенная, независимая женщина, она ведет себя холодно. Но по мере развития их разговора – она меняется. Виолетта раскрывается перед нами, как личность с чутким сердцем. Будто задыхаясь, Виолетта пытается доказать отцу, насколько велика сила любви, но он противится неблагополучному союзу сына с куртизанкой. Постоянные скачки в партии Виолетты «Вы поймете ль силу страсти…», противопоставлены спокойному и убедительному пению Жермона. Действительно, девушка дорожит чувствами, ее больно ранит наказ отца. Жермон верит в благородство души Виолетты, но она смиряется со своей судьбой – это выражается в грустной и умиротворенной мелодии, напоминающей колыбельную. В заключении дуэта, партия Виолетты приобретает решительный характер - она готова принять жертву ради счастья Альфреда. 

-7

Во 2 картине при встрече с Альфредом, она взволнована, что подтверждается быстрым темпом и пунктирным ритмом. После ссоры с юношей Виолетта признается возлюбленному, что будет его любить до конца жизни. Музыка успокаивается. Все завершается темой медленного вальса.

-8

В III действии вновь возвращается тема болезни Виолетты, но на этот раз в до миноре. Верди неспроста поднял тональность на полтона – это градус, поднявшейся температуры смертельно больной. Так же это можно трактовать, как накал страстей, что приблизит нас к развязке. Очень трогательна сцена с письмом, которое Виолетта получила от Жоржа Жермона. В это время в партии оркестра играет тема ее любви к Альфреду. Ей остаются считанные часы, но огонь, который продолжает гореть в сердце не дает ей умереть. Звучит жалобная, ламентозная ария Виолетты «Простите вы навеки», в которой иногда проблескивают мажорные краски. Маленькие и постоянно прерывающиеся фразы – это выразительный прием, который помогает ощутить тягость болезни. Силы, как и надежда на счастье, ее покидают. Трагичность ситуации еще подчеркивается с помощью звукового контраста – на фоне доносятся радостные звуки карнавала. Дуэт Альфреда и Виолетты начинается с неожиданной и трепетной встречи влюбленных и продолжается убаюкивающей песней Альфреда, которую подхватывает девушка. Она даже на миг обретает веру в исцеление.

Мрачно звучит прощальный речитатив Виолетты – это траурный марш. Она желает Альфреду лучшей жизни и дарит ему свой портрет, как символ светлой памяти. После долгих страданий у Виолетты наступает душевное просветление и физическое облегчение, на миг она почувствовала себя здоровой. В последний раз звучит мотив любви, но он видоизменен – появляются незнакомые интонации. Заключительная высокая нота – сиЬ, как последний глоток воздуха. Виолетта замертво падает. 

Таким образом. Дж.Верди противопоставил образ Виолетты (с невинной и ранимой душой), порочному обществу. Она всего лишь жертва обстоятельств и осуждений со стороны окружения. Образ ветреной и легкомысленной кокетки - это всего лишь маска, которую она должна носить в светском обществе. В ней скрывается доброе и искренне любящее сердце. Надо сказать, что Виолетта обладала сильным характером, потому что только сильный человек может смириться со своим положением и пожертвовать собой ради счастья любимого человека. И в завершении, меня глубоко трогает тот момент, что под конец жизни Виолетта Валери все же испытала настоящее чувство любви и поняла истинную ценность в жизни.