Наверняка многие любители джаза знают, а некоторые возможно даже и любят пластинку электро-басиста Маркуса Миллера и великого трубача Майлса Дэвиса "SIESTA" (1987 г).
Впрочем, если всмотреться в обложку, то над крупными, титульными буквами обнаружатся буковки совсем мелкие, но с названием альбома связанные непосредственно – «Music from». Выходит, называется пластинка "Music from "Siesta".
Альбом этот был задуман, спродюсирован и записан весьма способным бас-гитаристом Маркусом Миллером, игравшим когда-то в ансамблях Дэвиса.
Итак "Siesta". По форме - саундтрек, по идее - посвящение широко известному в узких кругах бэнд-лидеру, аранжировщику и композитору Гилу Эвансу, с которым Дэвис тесно общался, которого уважал и с которым записал несколько довольно интересных пластинок.
Посвящение чернокожих музыкантов бледнолицему коллеге... Не часто такое можно было наблюдать с их стороны, тем более со стороны «джазового трубача всех времен и народов».
Ну, а Миллер, он и есть не знающий берегов Миллер! Практически весь диск наиграл сам - на самых разных инструментах.
Основные мелодические партии трубы сымпровизировал Дэвис. Самое интересное то, что в этой поздней, «чужой» записи он словно возвращается в ранние периоды своего творчества. Здесь как будто оживает, ну, или пытается ожить в голографическом формате, в электронном варианте, и оркестр Гила Эванса, сопровождающий трубу Дэвиса в таких альбомах, как, например, «Sketches of Spain». И те самые испанские мотивы - пожалуй, лучшее, что создали вместе Дэвис и Эванс - возникают в первой же композиции альбома, прорываются сквозь маловразумительные электронно-синтезаторные эффекты - Lost In Madrid Part I. Как площадка для медитации… Ну, возможно. Но скорее, как сопровождение экранных титров. - Одинокий голос трубы, растворенный в масле синтезированного, хоть и первого холодного отжима, звука.
В некоторых композициях отыграли свои партии приглашенные гитаристы Джон Скофильд и Эрл Клу, барабанщик Омар Хаким, клавишник-программист Джейсон Майлс, флейтист Джеймс Уолкер. На каждого пришлось всего по одному номеру. - Почему по одному? Насколько это обеднило альбом в целом? – О том ведает один лишь Миллер. Но он вряд ли станет критиковать эту свою работу из серии "Я и Великий".
В общем пластиночка так себе. Есть у Дэвиса записи и получше. Хотя у Миллера есть и похуже. Но в среднем, при отсутствии новых "дэвисов" - вполне себе успешный коммерческий продукт.
Но почему я вспомнил об этом альбоме? - Во-первых, Миллер и Ко приступили к записи "Сиесты" ровно тридцать лет и три года тому назад –в 1987-м. Это ли не повод поднять этот винил с полки, словно Илью-Муромца с печки, и закинуть его на "вертушку"? - Ну, я и закинул… Теперь вот бьюсь с ним.
Во-вторых, эта звуковая дорожка к одноимённому фильму режиссера Мари Ламбер прозвучала на публике, естественно, вместе с премьерой "Сиесты", также тридцать и три года тому назад, в том же 1987-м. А снялись в картине такие известные актёры, как Изабелла Росселлини, Джоди Фостер, Мартин Шин (- Помните его лейтенанта Уилларда в «Апокалипсисе» Копполы?), модель и певица, колоритнейшая Грейс Джонс!
А теперь добавьте к этому списку имя Майлса Дэвиса на афише, надудевшего нечто подобное дорожке к «Лифту на эшафот» Луи Малля…Да разлетелись бы эти DVD с магазинных полок, как горячие пирожки! Странно только, что во всех интернет-справочниках в качестве автора звуковой дорожки к фильму указан лишь «композитор Маркус Миллер».
В-третьих, наверняка многие, повертев в руках конверт, сразу откладывали его в сторону. А можно было отложить и не сразу, позволив себе всмотреться в картинку на обложке альбома, и задаться вопросом: что за странного вида дама изображена здесь? С зеркалом в руке и смертью за левым плечом?
В памяти сразу оживают строки из песни Гребенщикова, помните, в "Инженере"?
Мне двадцать пять, и десять из них
Я пою, не зная, о чем.
И мне так сложно бояться той,
Что стоит за левым плечом;
И пускай, мои слова не ясны,
В этом мало моей вины;
Но что до той, что стоит за плечом,
Перед нею мы все равны.
В общем, существует в определённых творческих кругах поверие, что за левым плечом у человека стоит бес-искуситель (- Почему плюют-то через левое плечо!), а за правым - Ангель-хранитель.
Но за правым плечом той дамы, что изображена на обложке "Сиесты" никого нет... Что такое?! Подать сюда автора!
Автор этой картины (1962 г), американский художник, ярый приверженец социально-магического реализма Джордж Тукер, родившийся в 1920-м году, к сожалению, умер в 2011-м и ничего уже пояснить не сможет.
Зато мы можем, посмотрев картины этого автора, попробовать найти разгадку, почему же на обложке этой миллеро-дэвисовой пластинки оказалась тукеровская картина 1962-го года "Зеркало"?
Кстати, таких "Зеркал" у Тукера несколько. При одном и том же главном действующем лице, они чуть отличаются друг от друга. Своего рода - импровизации. Прямо как в джазе!
Есть у Тукера живописные вариации и на темы "Молитва", "Окна" и т.д. - Наш человек! Наверняка при жизни джаз слушал!
Итак, знакомимся с работами американского, слушаем альбом Siesta и пытаемся понять, что же такое "мистический реализм" в понимании Джорджа Тукера и можно ли подвести под этот термин музыку альбома?
А мистер Тукер, кажется, кое-что понимал - и в людях, и в их отношениях, да и в Музыке - тоже! Не зря же на его автопортрете изображена маги-реалистическая раковина, скорее всего символизирующая валторну. А есть у него и такие полотна, глядя на которые понимаешь: с миром музыки автор знаком не понаслышке. Ну, или натерпелся...
В общем мои впечатления от оформления альбома Siesta , от других картин Тукера, чья живописная работа украсила обложку этой виниловой пластинки, оказались сильнее, чем впечатления, собственно, от музыки. Пусть и записанной с участием джазового гения Майлса Дэвиса.
Одноимённая кинокартина тоже так себе. Но спасибо издателям пластинки за знакомство с интересным художником. Они познакомили меня с ним, а я - вас, с его интересными полотнами и альбомом Siesta.
В самом скором времени продолжу тему "Музыка и живопись". Чтобы удобнее было следить за новыми публикациями , подписывайтесь на мой канал "5 лучших!"
Искренне Ваш, Лев Комов.