Найти тему
5 лучших!

Майлс Дэвис и Маркус Миллер. Картина на обложке альбома "SIESTA": кто автор?

Великий, ужасный и пожилой джазовый гений Майлс Дэвис.
Великий, ужасный и пожилой джазовый гений Майлс Дэвис.

Наверняка многие любители джаза знают, а некоторые возможно даже и любят пластинку электро-басиста Маркуса Миллера и великого трубача Майлса Дэвиса "SIESTA" (1987 г).

Виниловый альбом из личной коллекции автора текста.
Виниловый альбом из личной коллекции автора текста.

Впрочем, если всмотреться в обложку, то над крупными, титульными буквами обнаружатся буковки совсем мелкие, но с названием альбома связанные непосредственно – «Music from». Выходит, называется пластинка "Music from "Siesta".

Альбом этот был задуман, спродюсирован и записан весьма способным бас-гитаристом Маркусом Миллером, игравшим когда-то в ансамблях Дэвиса.

Итак "Siesta". По форме - саундтрек, по идее - посвящение широко известному в узких кругах бэнд-лидеру, аранжировщику и композитору Гилу Эвансу, с которым Дэвис тесно общался, которого уважал и с которым записал несколько довольно интересных пластинок.

Майлс Дэвис (справа) и Гил Эванс в студии Columbia, во время записи своих альбомов, вышедших, однако, под именем Дэвиса.
Майлс Дэвис (справа) и Гил Эванс в студии Columbia, во время записи своих альбомов, вышедших, однако, под именем Дэвиса.

Посвящение чернокожих музыкантов бледнолицему коллеге... Не часто такое можно было наблюдать с их стороны, тем более со стороны «джазового трубача всех времен и народов».

Ну, а Миллер, он и есть не знающий берегов Миллер! Практически весь диск наиграл сам - на самых разных инструментах.

Маркус Миллер - повелитель электрической бас-гитары.
Маркус Миллер - повелитель электрической бас-гитары.
Дэвис в "Сиесте" тряхнул стариной.
Дэвис в "Сиесте" тряхнул стариной.

Основные мелодические партии трубы сымпровизировал Дэвис. Самое интересное то, что в этой поздней, «чужой» записи он словно возвращается в ранние периоды своего творчества. Здесь как будто оживает, ну, или пытается ожить в голографическом формате, в электронном варианте, и оркестр Гила Эванса, сопровождающий трубу Дэвиса в таких альбомах, как, например, «Sketches of Spain». И те самые испанские мотивы - пожалуй, лучшее, что создали вместе Дэвис и Эванс - возникают в первой же композиции альбома, прорываются сквозь маловразумительные электронно-синтезаторные эффекты - Lost In Madrid Part I. Как площадка для медитации… Ну, возможно. Но скорее, как сопровождение экранных титров. - Одинокий голос трубы, растворенный в масле синтезированного, хоть и первого холодного отжима, звука.

В некоторых композициях отыграли свои партии приглашенные гитаристы Джон Скофильд и Эрл Клу, барабанщик Омар Хаким, клавишник-программист Джейсон Майлс, флейтист Джеймс Уолкер. На каждого пришлось всего по одному номеру. - Почему по одному? Насколько это обеднило альбом в целом? – О том ведает один лишь Миллер. Но он вряд ли станет критиковать эту свою работу из серии "Я и Великий".

В общем пластиночка так себе. Есть у Дэвиса записи и получше. Хотя у Миллера есть и похуже. Но в среднем, при отсутствии новых "дэвисов" - вполне себе успешный коммерческий продукт.

Но почему я вспомнил об этом альбоме? - Во-первых, Миллер и Ко приступили к записи "Сиесты" ровно тридцать лет и три года тому назад –в 1987-м. Это ли не повод поднять этот винил с полки, словно Илью-Муромца с печки, и закинуть его на "вертушку"? - Ну, я и закинул… Теперь вот бьюсь с ним.

Во-вторых, эта звуковая дорожка к одноимённому фильму режиссера Мари Ламбер прозвучала на публике, естественно, вместе с премьерой "Сиесты", также тридцать и три года тому назад, в том же 1987-м. А снялись в картине такие известные актёры, как Изабелла Росселлини, Джоди Фостер, Мартин Шин (- Помните его лейтенанта Уилларда в «Апокалипсисе» Копполы?), модель и певица, колоритнейшая Грейс Джонс!

Кадры из фильма Мари Ламбер "Сиеста".
Кадры из фильма Мари Ламбер "Сиеста".
Всего тут хватает, в "Сиесте"- и балансирования на канате, и амнезии, и трубы Дэвиса.
Всего тут хватает, в "Сиесте"- и балансирования на канате, и амнезии, и трубы Дэвиса.

А теперь добавьте к этому списку имя Майлса Дэвиса на афише, надудевшего нечто подобное дорожке к «Лифту на эшафот» Луи Малля…Да разлетелись бы эти DVD с магазинных полок, как горячие пирожки! Странно только, что во всех интернет-справочниках в качестве автора звуковой дорожки к фильму указан лишь «композитор Маркус Миллер».

В-третьих, наверняка многие, повертев в руках конверт, сразу откладывали его в сторону. А можно было отложить и не сразу, позволив себе всмотреться в картинку на обложке альбома, и задаться вопросом: что за странного вида дама изображена здесь? С зеркалом в руке и смертью за левым плечом?

-9

В памяти сразу оживают строки из песни Гребенщикова, помните, в "Инженере"?

Мне двадцать пять, и десять из них

Я пою, не зная, о чем.

И мне так сложно бояться той,

Что стоит за левым плечом;

И пускай, мои слова не ясны,

В этом мало моей вины;

Но что до той, что стоит за плечом,

Перед нею мы все равны.

В общем, существует в определённых творческих кругах поверие, что за левым плечом у человека стоит бес-искуситель (- Почему плюют-то через левое плечо!), а за правым - Ангель-хранитель.

Но за правым плечом той дамы, что изображена на обложке "Сиесты" никого нет... Что такое?! Подать сюда автора!

Автор этой картины (1962 г), американский художник, ярый приверженец социально-магического реализма Джордж Тукер, родившийся в 1920-м году, к сожалению, умер в 2011-м и ничего уже пояснить не сможет.

Джордж Тукер. Автопортрет "мистического реалиста".
Джордж Тукер. Автопортрет "мистического реалиста".

Зато мы можем, посмотрев картины этого автора, попробовать найти разгадку, почему же на обложке этой миллеро-дэвисовой пластинки оказалась тукеровская картина 1962-го года "Зеркало"?

-11

Кстати, таких "Зеркал" у Тукера несколько. При одном и том же главном действующем лице, они чуть отличаются друг от друга. Своего рода - импровизации. Прямо как в джазе!

Есть у Тукера живописные вариации и на темы "Молитва", "Окна" и т.д. - Наш человек! Наверняка при жизни джаз слушал!

Итак, знакомимся с работами американского, слушаем альбом Siesta и пытаемся понять, что же такое "мистический реализм" в понимании Джорджа Тукера и можно ли подвести под этот термин музыку альбома?

-12

-13
-14

А мистер Тукер, кажется, кое-что понимал - и в людях, и в их отношениях, да и в Музыке - тоже! Не зря же на его автопортрете изображена маги-реалистическая раковина, скорее всего символизирующая валторну. А есть у него и такие полотна, глядя на которые понимаешь: с миром музыки автор знаком не понаслышке. Ну, или натерпелся...

-15

В общем мои впечатления от оформления альбома Siesta , от других картин Тукера, чья живописная работа украсила обложку этой виниловой пластинки, оказались сильнее, чем впечатления, собственно, от музыки. Пусть и записанной с участием джазового гения Майлса Дэвиса.

Одноимённая кинокартина тоже так себе. Но спасибо издателям пластинки за знакомство с интересным художником. Они познакомили меня с ним, а я - вас, с его интересными полотнами и альбомом Siesta.

В самом скором времени продолжу тему "Музыка и живопись". Чтобы удобнее было следить за новыми публикациями , подписывайтесь на мой канал "5 лучших!"

Искренне Ваш, Лев Комов.