Найти тему
SMILE Finance

ПОЧЕМУ ИНФО-БИЗНЕС БЕСПОЛЕЗЕН?

Оглавление

Замечательное эссе об инфобизнесе и его истоках. Александр Будаков выделяет отличительные особенности данной сферы в мире и в России, приводит ключевых людей этой сферы. Соглашаться с выводами автора или нет - решать только вам.

Добрый день, коллеги.

Сегодня мы обсудим феномен инфо-бизнеса в 2010-е. Почему он появился? Откуда он взялся? Откуда взялись "коучи" с "миллиардами в карманах", о которых ничего не было известно до того, как они появились в соцсетях? Обо всем по порядку.

На самом деле, это тема больная для автора. Больная прежде всего потому что ему жаль амбициозных, но доверчивых людей. Шарлатаны притворяются бизнесменами, пороча святое звание предпринимателя.

Откуда пошли истоки инфо-бизнеса?

Раньше инфо-бизнес имел другую форму. В 20-ом веке инфо-бизнес заключался в платных курсах успешных компаний (не людей!), книгах успешных финансовых-консультантов, юристов, бухгалтеров и других специалистов. Из таких авторов я могу порекомендовать Дэна Кеннеди.

Цитата от https://www.koob.ru/kennedi_dan/

"Дэн Кеннеди (Dan Kennedy) - провокационный, откровенный автор семи книг-бестселлеров, 13 бизнес-книг, преуспевающий бизнесмен, мультимиллионер, маркетинговый консультант, советник и учитель сотен частных компаний.

Дэн ежегодно оказывает консультации более одному миллиону независимых владельцев компаний благодаря своим информационным бюллетеням, программам теле-коучинга, встречам Kennedy Study Groups в более ста городах мира и сети консультантов по 150 различным деловым и промышленным категориям и профессиям.

Как оратор Дэн неоднократно появлялся с четырьмя бывшими президентами США, бизнес знаменитостями, как Дональд Трамп и Джин Симмонс, легендарными предпринимателями, как Джим Макканн, Деби Фидс.

За последние 10 лет он в среднем выступает перед аудиторией более 250 000 человек в год. Его клиентами являются Honda, IBM, Sun Securities.

Будучи маркетинговым консультантом и копирайтером, Дэн является «скрытым гением» за многостраничными журналами, которые вы читаете, телевизионной рекламой, которую смотрите, интернет-маркетингу и рассылкам, которые получаете.

Он создает рекламу для клиентов, эта реклама уже появилась в более 200 журналов: от журналов по промышленности и авиаперевозкам до «The Wall Street Journal», «USA Today», «Cosmopolitan»."

Эти книги наполнены практическим смыслом, реальными кейсами, подтвержденными на практике, в то время как большинство современных бизнес-коучей могут похвастаться лишь «10 мыслей настоящего бизнесмена», «история о том, как я заработал 1 миллион» и «мотивация для всех».

Почему инфо-бизнес появился в своем современном виде?

Опираясь на данные статистики (http://investorschool.ru/realnye-doxody-naseleniya-rossii-dinamika-s-2000-po-2017), можно заметить постоянное падение реальных доходов населения. Люди устали жить в нищете. При этом по новостям и на ютубе им показывают, дразня, люксовую жизнь наших чиновников, олигархов. В кино снимаются фильмы, где бизнесмены только то и делают, как гуляют с моделями на яхтах и курят кубинские сигары, сидя в кожаных креслах у себя в кабинете. Периодически люди вылетают в Европу посмотреть, а как же живут «богатые» люди. А после этого люди возвращаются в свои серые будни, где их ждут блеклые оттенки российской действительности с режимом дом-работа-дом. И тут в голову русского человека приходит роковая идея: «Пора что-то менять!».

Инициатива, конечно, похвальная, да только с чего начать — непонятно. Как ему завтра купить яхту и погулять с моделями? Да и Куба со своими сигарами далековато.

Заходя в мировую паутину, человек вбивает в Google: «Как начать свой бизнес». Он не имеет ни идеи, ни представления о ведении своего бизнеса, ничего, он белый лист. И на первой же строчке ему предлагают тренинг. Где-то бесплатный с «подводными платежами», а где-то за деньги. Ему солидный мужчина рядом с автомобилем и в костюме говорит «это я заработал за вчера» и показывает огромную пачку денег.

Какая первая реакция? Пожалуй, недоверие с желанием убедиться, что это невозможно. Он записывается на этот тренинг, где ему умелые манипуляторы доказывают, что, если он купит еще один курс или билет на мероприятие, он обязательно добьется таких же результатов. На тренинге ему объясняют какой он потрясающий и какие все остальные, кто не купил билет или тренинг, дураки. Его уже называют будущим бизнесменом, и он думает, что он им уже стал. Кому не нравится, когда тебя хвалят?

Так работает психология инфо-бизнеса: заставить поверить человека в то, чего на самом деле нет (напоминает один другой бизнес:) ). И на выходе мы получаем человека, который уже все знает о «самодисциплине, мотивации, мышлении бизнесмена, личном бренде и несметных богатствах где-то там, впереди». Такой клиент будет всегда покупать твои тренинги. Прогорел в бизнесе — значит недостаточно учил, надо еще. Преуспел — значит меня верно всему научили.

Какая была отправная точка эпохи инфо-бизнеса в России?

Я искренне считаю, что отправной точкой этого бизнеса было открытие своих тренингов от Аяза Шабутдинова. Помню то время, как его приглашали на РБК рассказать о том, как он начал открывать сеть хостелов в квартирах. Бабушка оставила ему капитал (квартиру), и он начал сдавать ее в аренду. Ну, как они говорят, бизнес «без вложений».

-2

Получив медиа ресурс в виде эфира на РБК, Аяз грамотно распорядился своей появившейся популярностью. Теперь он стал не просто человеком, сдающим квартиру мигрантам, а молодой успешный бизнесмен, у которого брал интервью сам РБК. Согласитесь, подкупает доверие?

А дальше все пошло по накатанной: курсы, списанные с зарубежных коллег, встречи наподобие зарубежных коллег, открытие убыточного Like Coffee и продажа франшизы под давлением популярности и авторитета.

Задумайтесь на секунду и осознайте, что сейчас его основной бизнес — говорить очевидные вещи ожидающим похвалы от серьезного дяди людям.

Откуда взялись другие инфо-бизнесмены?

Другие предприимчивые люди подсчитали доходы Аяза и ему подобных. А что, хорошая бизнес-модель: из расходов только аренда зала и продажа билетов.

Арендовать маленький зал на час стоит 5000, на рекламу столько же. И вот у тебя уже 20-50 доверчивых клиентов, которые поверили твоим пачкам денег из банка приколов в твоем инстаграмме. С каждого билет по рублей 500-1000 и ты уже в плюсе на 15.000. А ведь такие тренинги можно проводить сколько угодно!

Так и появляются дети олигархов, берущие автомобили в аренду или у родителей и говорящие с экранов «хочешь так же?» или «99% пройдут мимо, а ты нет». Делать-то особо ничего не хочется, а чтобы деньги были, да еще и легкие — хочется.

Что же, никому нельзя верить?

Совсем нет, верить можно и нужно, но только тем людям, которые имеют авторитет на деловой арене. Как такого отличить от шарлатана? Очень просто — найти его компанию или посмотреть на его сотрудничество с крупными компаниями. Например, как Кеннеди работал и работает с Honda, IBM, Sun Securities. Понять, занимается ли он реальным бизнесом или продает курсы про «успешную жизнь». Изучить биографию автора курса — интернет расскажет о нем все. Честный ли это бизнесмен или нет. Был ли он депутатом ЕР или сам заработал свой капитал.

Отличительной чертой шарлатанов, на мой взгляд, является то, что они обучают только soft skills, потому что они сами не обладают ни единым Hard скиллом. «Мягкие» умения можно трактовать по-разному и в случае неудобных вопросов сослаться на разные взгляды, а вот на «Жестких» умениях так не получится — ты либо знаешь, либо нет.

Каков вывод?

Вывод лежит в самом слове инфо-бизнес. Это бизнес, и бизнес крайне высокомаржинальный. Для большинства инфо-бизнесменов это единственный бизнес, а остальное — ложь, в которую охотно верят. Не будьте дураками и не кормите шарлатанов. Занимайтесь обучением в авторитетных организациях (например, Deloitte, KPMG). А еще лучше — учитесь на своих ошибках. Сквозь тернии российской действительности вы сможете закалить в себе настоящего бизнесмена, но только если вы сами начнете настоящий (реальный) бизнес.