Свет может быть отличным инструментом для работы с архитектурой (и с интерьером), нужно только уметь этим инструментом пользоваться. Рассмотрим основные приемы и инструменты, которые используют светодизайнеры, и которые могут улучшить архитектурный проект.
1. Свет можно использовать как строительный материал
Сегодня в интерьерных проектах и в большой архитектуре у архитектора в наличии огромный выбор материалов и технологий. А свет – еще один инструмент, который выявит фактуру отделки, создаст объем и выявит архитектурный ритм, даст ощущение легкости и динамики в пространстве. Задача светодизайнера – понять, что задумал архитектор, и правильно подобрать тип светильника, оптику, цветовую температуру и индекс цветопередачи под архитектурную идею (про эти величины можно почитать здесь и здесь).
2. Свет нужно использовать только там, где он необходим
Очень часто, когда мы начинаем работать над новым проектом освещения и получаем задание от архитекторов, видим очень плотную расстановку светильников на генплане, или большое количество светильников на потолке в интерьере. Думаю, это связано с тем, что архитекторы, как и все обычные люди, думают, что светильники, которые мы видим – это и есть свет, который мы увидим в вечернее время. На самом деле, в освещении все гораздо сложнее – грамотно используя светильники с различным светораспределением и мощностью, можно оптимизировать проект и с точки зрения количества света, и с точки зрения качества освещения.
А можно создать совершенно уникальную, свойственную только этому объекту световую атмосферу, как мы сделали в проекте освещения сквера "Огородная Слобода" в районе Чистых Прудов в Москве.
3. Свет определяет границы пространства
Мы можем видоизменять и трансформировать пространство, используя определенные световые приемы и правильно подобранные светильники. Световое решение в буквальном смысле может визуально "приподнять" потолок, "раздвинуть" стены, усилить идею архитектора, сделать пространство легче или полностью трансформировать его.
4. Без тени нет света
Пространство, равномерно залитое светом, для человеческого глаза скучно и неинтересно. Световые контрасты добавят драматизма и интриги в интерьер, подчеркнут объем, расставят нужные акценты.
Кстати, обратное правило также работает – без света нет тени, но есть одно исключение – о нем я подробно написала в статье "Еще один факт о свете (для любителей саги "Сумерки").
5. Без света нет цвета
Как я уже рассказывала в статье "5 фактов о свете, о которых вы никогда не думали", мы видим отраженный от поверхностей свет. На то, что мы видим влияет два фактора: свойство поверхности отражать/поглощать свет и спектральный состав и цветовая температура источника света, который светит на поверхность. Грамотно подобранный источник света наилучшим образом передаст цвета одежды в дорогом бутике, яркие краски на прилавке овощного магазина или цвет человеческой кожи в примерочной. А цветной свет способен кардинально преобразить строгую белую перголу в парке в имени Горького в вечернее время.
Архитектору или дизайнеру интерьера обычно известно обо всех вышеперечисленных возможностях света, но он может не знать всех нюансов для выбора правильно светового приема, светильника или источника света. Вот тут-то и нужны мы, светодизайнеры, чтобы, вникнув в задумку архитектора, придумать световое решение, которое будет продолжением (или частью) архитектурной идеи.
Таким образом, например, мы разработали проект архитектурного освещения потрясающего здания Центра Художественной Гимнастики в Лужниках. Подробно рассказала о проекте в статье "Свет как четвертое измерение архитектуры (разбор проекта освещения Центра Гимнастики в Лужниках)".
Спасибо, что вы меня читаете) До встречи!