Давно сидела в голове задумка сделать светильник из дерева. Затея кажется многообещающей.
Поискал идеи в интернете, выбрал понравившуюся концепцию - решено сделать светильник в виде собаки с подвижными частями тела.
Все началось с бумажной модели, на которую ушло немало времени. Благодаря игре с пропорциями, как мне кажется, удалось добиться хорошего результата. На фотографии один из вариантов, который не стал окончательным.
Далее по бумажной модели сделаны шаблоны из фанеры. Потом по этим шаблонам будут изготавливаться детали будущего светильника. Шаблоны сделаны из фанеры 20 мм. У нее достаточно твердые торцы, которые не будут деформироваться от сильного нажатия подшипником копировальной фрезы. К изготовлению шаблонов надо подходить очень тщательно, потому что от их качества зависит качество конечного изделия. На подгонку и шлифовку шаблонов ушел почти целый день.
Далее выбор материала. Существует относительно дешевый материал - сосна. Это легкая древесина обычно желтого цвета, которая очень легко обрабатывается. Но у нее есть один серьезный недостаток - она мягкая. Мягкая настолько, что на ее поверхности можно оставить вмятину даже ногтем. Поэтому фу, фу, фу.
Свой проект решил делать из более твердых, благородных и дорогих видов дерева - ясеня и дуба. Помимо того, что эта древесина и так относительно тяжело обрабатывается, так я еще и взял сложные куски сложной древесины - обаплы с большим количество сучков и внутренними напряжениями. Обычно столяры стараются не связываться с такой древесиной и она идет на дрова.
В год экологии это будет мой вклад в сохранение природных ресурсов: вместо того, чтобы выбросить их или сжечь я буду использовать их в своих изделиях. Тем более, что тангенциальный спил дерева в этом проекте будет смотреться очень выигрышно.
В начале отрезаем кору и вырезаем сучки.
Далее фугуем одну пласть и пилим заготовки по толщине, упирая эту пласть в параллельный упор циркулярной пилы. Вот тут-то внутренние напряжения и дают о себе знать - пильный диск то и дело зажимало - штатный расклиниватель не справлялся. Чтобы уменьшить этот эффект напилил заготовки так, чтобы они были минимального размера - тогда и внутренние напряжения стали меньше.
В конце прогоняем заготовки через рейсмус.
Ясень прекрасен! Пожалуй, это моя любимая древесина. У нее приятный цвет и рисунок, приятная тяжесть, благородство.
Из получившихся дощечек вырезаем детали будущих светильников. Для этого с помощью шаблонов размечаем детали.
И электролобзиком вырезаем их с небольшим отступом.
Теперь надо обработать края деталей на фрезерном столе по фанерным шаблонам. Для этого надо надежно закрепить деталь на шаблоне. Самый лучший вариант - саморезами. Но саморезы оставляют следы. Остается использовать двусторонний скотч.
Двусторонний скотч тоже имеет недостатки - он может немного смещаться (всего на долю миллиметра, но это очень заметно). А еще его трудно отдирать и он тоже может оставлять следы клея. И частенько бывает так, что обрабатывая серию деталей потоком, его приходится менять после каждой детали.
Поэтому решил использовать комбинированный метод - саморезом в месте, где и так запланировано отверстие (за одно точно размечается положение отверстия) и скотчем, где поверхность детали должна оставаться целой:
Далее просто остается обработать деталь копировальной фрезой.
К сожалению, иногда в заготовках попадаются невидимые глазу микротрещины. Они приводят к сколам. У меня таким образом было испорчено примерно 20% заготовок - да уж, не мало.
После этого каждая деталь шлифуется отдельно. Использовал наждачную бумагу зернистостью 120 и 180. Еще одно приятное свойство ясеня - он отлично шлифуется.
Для того, чтобы светильник был более устойчив, лапы будущей собаки надо немного развести в стороны. Для этого они немного скошены в месте крепления к корпусу. Скосы делал с помощью специальной каретки.
Никак не удается завести в мастерской сверлильный станок, хотя мечтаю о нем уже давно. Поэтому пока работаю ручной дрелью - делаем отверстия в деталях будущего светильника для их крепления друг к другу. Лучше делать отверстия, сложив детали стопкой - тогда они будут лучше подогнаны друг к другу в конечном изделии. Не забываем подложить брусок под выходное отверстие, чтобы не испортить стол и сверло при выходе не вырывало волокна, оставляя изуродованные края отверстия.
Корпус светильника почти готов. Осталось изготовить плафон. Для изготовления плафона взял шпонированный с двух сторон натуральным дубом МДФ 6 мм.
Детали будущего плафона вырезал с помощью специальной каретки, которая позволяет точно выставить все углы.
Плафон фактически будет представлять собой коробочку с шестью стенками, одна из которых утоплена. Такая конструкция позволит спрятать всю некрасивую электрическую часть и сделать плафон достаточно прочным. Кроме того, благодаря использованию шпонированного МДФ все детали можно надежно склеивать, не боясь их коробления. Делаем на фрезерном столе пазы для склейки.
В готовом изделии было бы не плохо, если бы голова собаки могла поворачиваться. Для этого изготовил простенький шарнир. Наклеиваем на нижнюю деталь плафона фанерный брусок с отверстием, в котором саморез сможет свободно перемещаться.
В верхнем торце заготовки для шеи высверливаем отверстие меньшего диаметра, в которое может быть закручен саморез. Такое высверливание позволяет избежать возможного раскалывания заготовки во время закручивания самореза и точно задать место, куда он будет установлен.
Далее через шайбу вкручиваем саморез, соединяя таким образом детали между собой.
Натяжение самореза подбираем таким образом, чтобы голова могла крутиться, но не болтаться.
После изготовления шарнира склеиваем плафон.
В общем-то, светильник-собака готов. Но остался еще один важный этап - финишное покрытие. Плохое покрытие легко перечеркнет все ваши усилия. Именно от него зависит внешний вид изделия, его презентабельность и, вместе с ними, ваш имидж среди окружающих. Поэтому на столярных форумах вопросы покрытия, пожалуй, даже более обсуждаемы, чем непосредственная обработка древесины.
Так как в моем проекте делается упор на экологичность и натуральность, то обычный лак здесь будет не совсем уместен. Гораздо лучше подойдет специальное масло для пропитки дерева. Я взял масло российского производства Живица. Судя по описанию на банке, оно изготовлено из натурального льняного масла - как раз то, что нужно!
Тут надо сделать маленькое отступление по поводу масел:
Во-первых, лак "прилипает" только к верхнему слою древесины, в то время, как масло пропитывает древесину в глубь и там полимеризуется. Именно не высыхает, а создает твердую структуру, устойчивую к воздействию растворителей. Поэтому масло гораздо эффективнее защищает изделия, подвергающиеся атмосферному воздействию. (УФ разрушает верхний слой клеток древесины и вместе с ним лаковое покрытие. Поверхность, покрытая маслом более стойкая)
Во-вторых, ремонт поврежденного покрытия в случае лака требует гораздо больше усилий, чем в случае масла. В последнем случае следует только нанести кисточкой немного нового масла.
В-третьих, нанесение масла не требует никакого специального оборудования - только кисточка или ветошь. Получить качественное лаковое покрытие одной только кисточкой практически невозможно. Тоже касается уровня квалификации мастера.
Недостаток использования масла в том, что время его полимерицации может мягко говоря затянуться, в то время, как лак сохнет в течение считанных часов.
Нанесение масла на столярное изделие обязательно надо занести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот процесс дарит успокоение на грани медитации. Древесина оживает прямо на глазах - она приобретает очень приятный оттенок, подчеркивается ее структура. Изделие выглядит просто невероятно!
Очень важный момент - всегда читайте рекомендации производителя - он знает про свой продукт побольше вас и очень заинтересован в вашем успехе. Так вот, наносить масло рекомендуется кистью или ветошью, не оставляющей ворса. Через двадцать-тридцать минут после нанесения рекомендуется вытереть остатки масла и оставить изделие на сутки. Через сутки процедуру можно повторить для лучшего результата. После нанесения последнего слоя, по возможности, поверхность не подвергать нагрузкам, чтобы масло окончательно полимеризовалось.
Следуя инструкциям нанес первый слой. Очень жирный, с подтеками. Уже через полчаса почти все масло впиталось в древесину - ясень пористая древесина и вытирать было уже нечего. Второй слой наносил через сутки - уже с вытиранием излишков. Третий слой решил не наносить, потому что поверхность и так выглядела сногсшибательно.
На тематических форумах пишут, что промасленная ветошь иногда может самовозгораться. Причем, это касается не только масел для пропитки древесины, но и машинных масел, и прочих. Поэтому, там, где они необходимы, устанавливаются специальные контейнеры для промасленных ветошей. Кроме того, меня интересовало как быстро полимеризуется мое масло.
Для ответа на эти вопросы провел маленький эксперимент:
Первый слой наносил ветошью, которую после использования выжал и положил на сутки на бетонный пол в мастерской так, чтобы к ней был свободный доступ воздуха и в случае воспламенения она бы прогорела без каких-либо последствий. Дело было в июле, температура на улице около тридцати градусов.
Через сутки ветошь осталась на своем месте и масло, пропитывающее ее, полностью полимеризовалось! То есть, ветошь стала сухой, упругой и не оставляла жирных следов на руках. Вот так результат! Короче, масло Живица мне понравилось - выглядит хорошо, полимеризуется быстро.
Чтобы детали не мешались во время пропитки повесил их в стороне от верстака.
После нанесения покрытия собрал электрическую часть.
Использовал лампы с цоколем GU5.3. Выбор ламп с таким цоколем огромный. Из всего разнообразия выбрал лампу мощностью 7,5 Вт с теплым светом.
Готово. Собака получилась даже лучше, чем я ожидал.
Источник: https://littlehobby.livejournal.com/27588.html
Прочитав статью, обязательно поставь “Палец Вверх” и подпишись на канал!