Найти тему
Александр Лукаш

Майские документы 1944 и 1945 годов

Мой дед написал за свою жизнь не только множество трудов по деревообработке, но и сочинил стихи. В конце 1943 года он находился в действующей армии, а в мае 1944 служил в резервной дивизии. Вот одно из стихотворений, написанное, видимо, под влиянием личных переживаний и личной же переписки того военного времени. Этому стихотворению предшествует письмо в стихах от лица мужа, но пока что я решил опубликовать только это (для тех, кто не привык разбираться в рукописном тексте, ниже дана расшифровка):

Жена своему мужу

Где ты - что с тобою, милый?

Ничего не знаю я,

Может раннею могилой

Обернулась жизнь твоя.

Нет, я верю в нашу встречу.

Терпеливо буду ждать,

Просто ты теперь далече,

Чтобы весточку прислать.

Пахнет ландышем из бора,

Облака над головой,

И когда-нибудь - не скоро,

Ты придешь ко мне, живой.

23 мая 1944

М.Д. Сахаров

Второй документ уже настоящее письмо, отправленное моей бабушкой своему мужу в армию 12 мая 1945 г. Михаил в 1944-45 годах служил в резервной дивизии в г. Овруч Житомирской области УССР (в действующей армии он был до конца 1943 г.). После скана первой страницы идет моя оцифровка. Я опустил часть текста со второй страницы, посвященную критике (и по видимому справедливой) одного из родственников.

Первая страница письма
Первая страница письма

«12/V 45г. Химки

Привет, Михаил!

Поздравляю с праздником, с победой! Наконец он наступил - этот день! Я не была в Москве потому, что попасть туда было рискованно для жизни. Те, кто были там, рассказывают о том восторге, в котором были все москвичи. Народ запрудил все улицы, площади, движение было приостановлено. Милиционеры стояли ласковые и не брали штрафов. Целые день и ночь продолжалось ликование. Я услышала об этой вести ночью, проснулись ребята и Николай. Не спали до утра. Утром все ходили праздничные, как когда-то на Первомай. Дома никто сидеть не мог. Вечером ходили смотреть салют, ходили все, был с нами Геннадий, этот чуть с ума не сошел от радости.

В 10 часов вечера все небо покрылось сеткой из лучей прожекторов, в центре купола неба они сходились, освещая все кругом. Затем в воздухе повисли разноцветные огни - это поднялись кругом Москвы заградительные аэростаты. На фоне всего этого в воздух взлетели ракеты разных цветов. У меня нет слов для описания. Никто даже говорить не мог, так это было прекрасно и величественно. Кричали, смеялись, плакали - всех наполняло только одно - кончилась война, победа! После салюта вылетели самолеты. Красные, синие точки летели и сбрасывали тысячами огней ракеты, шары. В Москве от криков ура не было слышно выстрелов. Вот и наступил этот день, Миша! Пусть уйдут в прошлое все наши несчастья и этот день станет днем новой жизни! Скоро ты вернешься!

Как ты живешь? Что известно нового? Проводить мне тебя не удалось <Вероятно Михаил побывал дома - Александр Л.>, в Москву я поехала следующим поездом, но тебя уже не нашла на Киевском вокзале.

Идут дожди и огородные дела не двигаются. Чувствую я себя плохо, только бы не слечь в огородную кампанию; Вову лечу. Как ты живешь? Пиши, что нового.

Привет. Целую, Юлия»

Примечания

Николай - брат Михаила.

Геннадий - возможно Геннадий В. Петров, муж Валентины С. Рыбалко, соседи.

Вова - В.М. Сахаров, сын Михаила и Юлии. Он на фото 1944 года третий справа:

Химки, июль 1944 г., детский сад.
Химки, июль 1944 г., детский сад.