Доброго дня, дорогие читатели!
Поздравляю Вас с 75 летием Великой Победы! Пусть в нынешнее вирусное время мы будем добры к нашим ветеранам, будем помнить их подвиг!
С 7-10 мая мы в салоне устраивали день ветеранов и стригли и красили их бесплатно.
Мастера не выражали недовольство, никогда! Да и администратор записи делал так, чтобы не только ветераны были , но и на зарплату заработать.
Мы ждали их , как гостей. Сами обзванивали и приглашали на стрижки, маникюр и прочие радости.
Обычно приходили 2 мужчины и 2 леди. Они были не капризны, очень вежливы, опрятны. И меня поражало - абсолютно в уме, памяти. А слушать их было особое счастье. Ведь они носители той эпохи! Сложной, голодной, не передать словами- как люди после этого ужаса вообще не свихнулись.
Антонина Ильинична в годы блокады была совсем крошкой-5-8 лет. Она прожила интересную жизнь. Ее мама была парикмахером. Коллега! Я взахлёб слушала ее рассказы.
«Когда началась блокада не помню, у мамы родился маленький братик. Я помню как мама плакала по папе, переживала за него. И кормила грудью Ванечку. А вернее нас всех кормила грудью. Моя бабушка сказала , что так можно выжить. В начале было не так страшно, была еда. Спустя какое то время есть было почти нечего. И после Ванечки мы обнимали маму и пили ее молочко. Как же то было тепло и спокойно. Мама так кормила меня, брата и соседского 2 х летнего мальчишку. Когда ни у кого не было хлеба- у нас было МОЛОКО!
Вокруг бомбежка, гремит- а ты прижимаешься к маме, обнимешь ее и брата и пьёшь.
Мы умудрялись находить игры везде- резиночки на развалинах домов, бегали с мальчишками, играли в войну. На разрушенных домах можно было найти сокровища. Сначала были мародёры- они воровали все. Ценное, еду. А мы просто любопытствовали, и так опасно и интересно было зайти в чужую разрушенную территорию. Мама нас конечно же ругала. Но кто остановит детское безудержное любопытство.
Помню как бомбой разнесло соседский дом и поврежден был наш. А потом и наш посыпался, мы были в убежище в это время . Я плакала долго, в квартире осталась моя игрушка . Все так засыпало, что как я не пыталась - не находила.
Помню как умирали от голода. Это было сложно родителям- они сами не ели- все нам давали. И как тяжело было болеть- ведь лекарства не было...
Мы мечтали пойти в школу , как только все закончится. Многие не доживали. Умирали от голода. Мы плакали .
Мама работала парикмахером. Ее все знали. И мы спасались ее профессией. Те кто побогаче приносили хлеб , консервы,сухие конфеты за стрижки или завивки. Перед окончанием блокады завивались все кто только могли. Только платить нечем было.
Папа пришёл позже. Живой, раненый но живой! Я помню как мама накрывала на стол , где то раздобыла вкусности.
Много было всего- и мозг запомнил все через призму детских впечатлений.»
Антонина Ильинична то улыбалась то роняла слезы.. много она не говорила, нервничать нельзя. А сколько хотела сказать..
В прошлый год она уже не пришла...
Теперь я поминаю в храме ее, ставлю свечу. Не только за неё и за своих дедушек и бабушек, которые прожили это страшное время....
Пусть небо мирное будет всегда!
Спасибо, ветераны, Вам за жизнь!