К сожалению, помощь Монголии и всего монгольского народа Советскому Союзу сегодня сильно недооценивается. Мы много знаем о поставках по ленд-лизу, но забываем о поддержке нашего верного восточного брата-соседа.
А ведь «неприхотливая монгольская лошадь дошла до Берлина рядом с советским танком» — писал в воспоминаниях генерал И.Плиев. Спасибо, братья-монголы!
Первая страна, которая официально объявивила о поддержке Советского Союза после начала Великой Отечественной войны, была именно Монголия.
Заседание президиума Народного Хурала и ЦК Монгольской Народно-Революционной партии состоялось в первый день войны, 22 июня 1941 года.
Единогласно решено: оказать всестороннюю помощь советскому народу в борьбе с фашизмом.
Монголия помогала Советскому Союзу, в первую очередь, товарными поставками. Очень важной помощью была передача СССР 500 000 монгольских лошадей – сильных, выносливых, неприхотливых животных.
Вторая мировая война была войной моторов, но всеми воюющими сторонами очень активно использовались лошади – и в кавалерии в начале войны, и особенно в качестве тягловой силы - легкие пушки, пулемёты, противотанковые орудия, поставки продовольствия, доставка полевой почты..
Из-за поломки, выхода из строя или нехватки грузового автотранспорта именно неприхотливые монгольские лошади нередко были единственным средством для передислокации артиллерии, боеприпасов и других войск.
Граждане Монголии на добровольно собранные средства построили целую танковую колонну.
Все монгольские танки получили собственные имена: «Большой хурал», «От Совета министров МНР», «Сухэ Батор», «Маршал Чойбалсан», «Хатан-Батор Максаржав», «Монгольский чекист», «Монгольский арат», «От интеллигенции МНР» и др.
Более того граждане Монголии передали во Внешторгбанк СССР более 2,5 млн рублей и свыше 300 кг золота. На эти средства была построена авиационная эскадрилья «Монгольский Арат».
Монголия для СССР была практически единственным поставщиком знаменитой овчины, из которой шили офицерские полушубки. В то время, как фашисты замерзали под Москвой и Сталинградом в своём полушерстяном «фельдграу», советские солдаты и офицеры уютно себя чувствовали в овчинных полушубках из Монголии.
Огромными объемами в СССР поставлялась и монгольская шерсть, из которой изготавливали шинели для солдат.
Эшелон за эшелоном шли в СССР поставки продовольствия.
По оценкам специалистов, Монголия поставила в СССР больше шерсти и мяса, чем США по ленд-лизу.
Вот список того, что было отправлено в одном из эшелонов из Монголии в СССР в ноябре 1942 года:
«Полушубки — 30 115 шт.;
валенки — 30 500 пар;
меховые варежки — 31 257 пар;
меховые жилеты — 31 090 шт.;
солдатские ремни — 33 300 шт.;
шерстяные фуфайки — 2 290 шт.;
меховые одеяла — 2 011 шт.;
ягодное варенье — 12 954 кг;
туши джейранов — 26 758 шт.;
мясо — 316 000 кг;
индивидуальные посылки — 22 176 шт.;
колбаса — 84 800 кг;
масло — 92 000 кг».
– из книги «Эскадрилья Монгольский Арат», М., 1971.
Отношение монголов к Великой Отечественной войне было как к собственной. Об этом говорит и тот факт, что поставки продовольствия для солдат Красной Армии "Все для фронта, все для Победы" осуществлялись таким образом, что в 1944 году в ряде регионов Монголии случались факты голода – всё продовольствие отправили в СССР. Отправляли буквально последнее на фронт. Зная, что на фронте бьются их кровные братья - буряты, калмыки и тувинцы - потомки великих воинов Чингисхана.
Дорога Улан-Батор — Бийск была протоптана миллионами голов КРС, которых гнали монгольские араты на крупнейший в СССР и в мире «Бийский мясоконсервный комбинат».
«Бийский мясоконсервный» все годы войны перерабатывал в тушенку 2000 голов КРС ежедневно.
Американская тушенка на фронтах была экзотикой, потому ее и запомнили. Родная «бийская», из монгольского мяса, была повседневностью.
Монголия за время войны добровольно и безвозмездно направила на фронт практически все свое продовольствие, что в 1946 году у них в стране начался голод. Спасать пришлось уже их.
Монголы искренне поддерживали Советский Союз не только товарными поставками. В Красной Армии сражалось несколько тысяч добровольцев из Монголии.
Используя свои навыки охотников или наездников, они становились снайперами, разведчиками или воевали в кавалерийских частях.
В августе 1945 года Монгольская армия влилась в состав дальневосточного соединения Красной Армии и участвовала в разгроме Японии. Каждый десятый солдат на Дальнем востоке был монголом.