На трассе между Волгоградом и Астраханью располагается посёлок Цаган Аман. Это единственный населённый пункт Калмыкии на Волге. Граница здесь похожа на палец, разрезающий Астраханскую область коридором в пару десятков километров и вдающийся в Волгу. Похоже, будто Калмыкия робко пробует пальцем, холодная ли водица в великой Реке. Такое очертание граница приняла по воле Хрущёва, вернувшего калмыкам небольшой выход к Волге.
В посёлке есть хурул (калмыцкий буддийский храм). Мне очень нравятся буддийская культура и её традиции, к тому же ни в хурулах, ни в самой Калмыкии я до этого не был. Так что проехать мимо никак не получалось.
Первые хурулы (храмы) калмыков были, как и сам народ, кочевыми. Когда же они стали переходить на более оседлую жизнь, появились стационарные молельные места.
Первым таким и стал хурул в урочище Цаган-Аман, построенный в 1798 году. Конечно нынешний - это не тот (поскольку в годы советской власти храмы в Калмыкии, как и во всей стране, разрушались), а построенный заново в начале 90-х.
Хурул стоит в стороне от дороги. Очень непривычно жителю Центральной России видеть среди обычных домов такую постройку.
Ворота.
Храм построен по буддийским традициям Владимиром Гиляндиковым. На территории никого нет и очень тихо.
Здание очень красивое, оторвать взгляд сложно. Хочется рассмотреть очень внимательно каждую деталь!
Деталей тут очень много.
Вход. Яркие традиционные цвета придают дополнительный интерес и позитив. Особенно в серые дни.
Росписи при входе.
Украшения над дверью.
Внутри на центральном месте 2-метровая скульптура Будды Шакъямуни. Она сильно притягивает взгляд и кажется, что при входе сталкиваешься глазами с глазами Будды. Очень сильный эффект, описать который сложно. Это надо почувствовать!
На стенах изображения различных богов. Например Зелёной Тары - богини-защитницы, Будды Манлы, которому молятся о здоровье, и других.
Большинство утвари привезено из Тибета и Монголии. Скульптуры божеств выполнены в Непале и привезены из Пекина.
Справа в кадре записки, похожие на те, что подают в православных храмах за здравие и упокой. Не буду показывать ближе, но там написаны имена. Получается, в буддизме тоже есть такая традиция? Или тут другое?
Пора назад.
Хурул построен рядом с домом, где жил и проповедовал лама Тугмюд-гавджи (1887-1980). Вот само жилище "цаган-аманского Аавы", как его вежливо называли верующие.
Это был один из известных и крупных буддийских деятелей нашей страны. 14 лет лама провёл в Монголии, где получил высшее духовное образование. Потом были различные места службы и учения, в том числе Петербургский дацан.
1943 год стал чёрным и для всех калмыков, и для проповедника - приказом советской власти предстояла депортация в Сибирь.
Вернувшись, с 1960-х годов лама жил и учил вере в Цаган-Амане. Здесь он построил деревянный хурул, который был маяком для верующих и местом паломничества буддистов со всей страны. Философ, врач и астролог Тугмюд-гавджи до самой смерти принимал здесь людей и помогал им.
На доме есть памятная доска (фото 2), а забор рядом украшен разноцветными флажками (фото 3).
Будете проезжать те места, рекомендую заехать - место интересное и душевное! Надеюсь, как-нибудь получится попасть сюда на службу или местный праздник.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!