Был октябрь 1999 года, и Николас Уайт, работавший допоздна в журнале Businessweek, захотел выкурить сигарету. Вместо этого ему приснился 41-часовой клаустрофобный кошмар, запертый в лифте.
Уайт поступил так, как мы все поступили бы в таких обстоятельствах, особенно, если бы у нас не было наших постоянно присутствующих смартфонов (и, возможно, даже если бы у нас были). Он нажимал кнопки тревоги и переговорного устройства - часто - и ждал, пока кто-нибудь ответит. В конце концов, он стал обескураженным, когда никто этого не делал. Больше чем через полтора дня, Уайт был спасен. Хотя физически он не пострадал, Уайту стало неприятно заходить в другой лифт.
Страдание от капризов неисправного лифта может случиться с каждым. В 2011 году пожилая монахиня выжила четыре дня, запертая в лифте своего Балтиморского монастыря, в то время как ее сестры были на съезде. К счастью, она случайно взяла с собой несколько морковных палочек, воду и несколько капель от кашля.
Быть в ловушке в лифте может быть пыткой для ума. Наш пульс ускоряется. Наше кровяное давление повышается. Мы потеем. Мы созерцаем нашу жизнь. Мы думаем о смерти. Иногда мы плачем. Иногда мы паникуем. Некоторым везёт, другим нет.
Многие вещи могут потрясти психику человека, и попасть в ловушку в лифте, возможно, стоит на первом месте. Даже страха оказаться в ловушке достаточно, чтобы вызвать панику у некоторых людей.
Лифты ужасов порождают реальность.
Застряли на статистике
В декабре 2011 года 41-летняя Сюзанна Харт, рекламный менеджер из Нью-Йорка, вошла в лифт на Мэдисон-авеню. Удивительно, но дверь закрылась на Харт и схватила ее. Внезапно, как какой-то маньяк-трансформер, лифт превратился в монстра, начал свое восхождение и затащил Харт в шахту, убив ее и ранив еще двоих.
Такие сказки охлаждают наши кости. Но они редки. По данным Комиссии по безопасности потребительских товаров, в 2012г. были травмы 22 674 лифтов (и других лифтов). (Для сравнения, газонокосилки получили 83 573 травмы.) Из них 20 597 человек нуждались в лечении, а 2077 - в больнице.
Кроме того, ежегодно в среднем 27 человек погибает в результате несчастных случаев в лифтах. Тем не менее, с учетом того, что американские лифты совершают около 18 миллиардов пассажиропоездок в год, смертность составляет минус 0,00000015 процента на одну поездку. Большинство этих смертей происходит, когда люди работают или ремонтируют лифты. На самом деле, если вы живете в Соединенных Штатах, у вас больше шансов погибнуть от удара молнии, чем от несчастного случая в лифте, и то и другое маловероятно.
Те, кто проектирует и строит лифты, говорят, что большинство несчастных случаев происходит из-за человеческой ошибки, а не из-за механической поломки. Черт возьми, некоторые люди травмируют себя, вылезая из застрявшей машины. На самом деле, лифтовые профессионалы говорят, что ездить в лифте в 10 раз безопаснее, чем ездить на эскалаторе. Тем не менее, люди боятся пожаров в лифтах, обезглавливания в лифтах и множества других проблем. Да, лифты вызывают беспокойство у многих людей, которые не любят ездить в них или даже ждать их.
Спускаемся
Хотя никто не ведет статистику о том, сколько людей боятся лифтов, врачи говорят, что для тех, кто боятся, их реакция на полеты или поединки - сплошная неразбериха. Реакция "битва или полет" - это, конечно, способ борьбы организма со страхом. Она вызвана биохимическими реакциями, в том числе высвобождением гормонов, которые вызывают изменения в нашем организме. Когда это происходит, мы можем потерять голос, наши конечности могут дрожать, а частота сердечных сокращений может увеличиться.
Лифтовая фобия - это форма клаустрофобии, боязнь быть в ловушке. Около 5 процентов населения мира страдает от этого заболевания, которое является тревожным расстройством. Те, кто имеет лифтовую фобию, не только боятся, что лифт выйдет из строя, но и опасаются приступа паники. Их реакция на бои или полёты становится более высокой. Они потеют. Их пульс увеличивается. Их кровяное давление резко повышается. У них гипервентиляция. Другие страдают от сухости во рту. Люди падают в обморок или чувствуют, что их нужно вырвать. Список симптомов почти бесконечен.
Некоторые ученые утверждают, что клаустрофобия является генетической. Они предполагают, что наш мозг эволюционировал, чтобы воспринимать пребывание в замкнутом пространстве как опасное. В результате, мозг развил особый страх перед замкнутым пространством, чтобы обезопасить нас. Другие говорят, что клаустрофобия - это изученное поведение, проистекающее из предыдущего опыта, например, быть запертым в лифте или запертым в маленькой комнате или шкафу. Агорафобы, которые часто испытывают приступы паники, также не любят лифты. Агорафобы боятся любого места, где трудно убежать.
В случае Николаса Уайта, он не страдал фобиями, хотя, когда он был мальчиком, он и некоторые другие дети были заперты в лифте на 20 минут. Он спросил пожарных, которые спасли его, что произойдет, если кабели перестанут работать. Тем не менее, некоторые люди настолько боятся лифтов, что не только избегают машин, но даже отказываются от предложений о работе, если они повлекут за собой поездку на лифте в офис.
Лифтовые фобии трудно поддаются лечению, согласно данным Центра лечения тревог и фобий при больнице Уайт-Плейнс в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк. Для этого некоторые психологи рекомендуют когнитивно-поведенческую терапию. КТ предлагает способ десенсибилизировать пациентов, подвергая их страху, пока страх не рассеется. Один из способов сделать это - запереть пациента в черном ящике размером с телефонную будку на различное время, пока он не преодолеет этот страх.
Для тех, кто не хочет идти по маршруту КТ, эксперты говорят, что есть вещи, которые могут занять ваше сознание, если в лифте начнется паника. Вы можете натянуть резинку на запястье; попытаться различить, какой из ключей на брелоке, почувствовав их в кармане; или посчитать плитку на полу или на стене лифта. Не успеете оглянуться, как окажетесь там, где хотите. Вверх или вниз - выбор за вами.