Не могу сегодня , 9 мая, не вспомнить рассказы мамы Таисии Васильевны Рязанцевой о войне и о погибшем дедушке:
У бабушки Марфы Абрамовны, было двое детей, моя мама Таисия 13 лет и 15 летний сын Никодим. Они убегали из Воронежа в день, когда в город с другой стороны заходили немцы, 7 июля 1942 года. Они не взяли почти никаких вещей, узелки и несколько фотографий (кроме этой). Все имущество снесли в погреб. Убежали в Рассказово, под Тамбов, на родину бабушки. Воронеж (вернее большая и историческая его часть - Правый берег) был занят немцами. 200 тысяч жителей остались в оккупации.
По плану «Fall Blau» Воронеж должны были взять в четырехдневный срок. Однако героическое сопротивление города продолжалось 212 дней! По длительности обороны Воронеж уступает только Ленинграду (1125 дней), Новороссийску (394 дня) и Севастополю (248 дней). В ходе Великой Отечественной линия фронта проходила через городские кварталы только в двух городах – Сталинграде и Воронеже. Всё это время наши войска обстреливали фашистов и разрушали свой город.
"Потери немцев в сражении за Воронеж были катастрофическими. Их даже можно сравнить со сталинградскими. Под Воронежем вермахт лишился 9 дивизий, почти всего вооружения и техники, кроме того, были полностью разбиты итальянские, венгерские и румынские формирования. Здесь нашли свою могилу свыше 320 тысяч германских солдат и офицеров и их союзников. Правда, и советские армия потеряла на воронежской земле около 400 тысяч человек. В плен попали не менее 75 тысяч военнослужащих противника. Это немногим меньше количества пленных на завершающей стадии Сталинградской операции – 91 тысячи." - пишет Тарас Репин https://russian7.ru/post/bitva-za-voronezha-chem-ona-prevzoshla-st/
Дедушка Рязанцев Василий Данилович ушел на фронт добровольцем в октябре 1941 года и погиб на Волховском фронте, защищая подступы к Ленинграду, очевидно в августе 1942 года. Он пропал без вести, как почти вся его армия, в болотах под Ленинградом. Бабушка никогда не получала поэтому никакую пенсию по утрате кормильца.
Бабушкин сын поступил в танковое училище, а бабушка и мама вернулись в разгромленный Воронеж, где по оценкам специалистов, 90% жилого фонда было разрушено. Вещей в погребе не осталось, всё было разграблено. Сначала жили в комнате в доме без крыши, ночью мама укрывалась шинелью, по которой ползали крысы. Потом бабушка устроилась работать комендантом какого-то общежития.
И однажды, обходя комнаты, она на тумбочке увидела свою фотографию с мужем.
Хозяйка комнаты просто увидела в снегу фото, подумала, что это открытка с изображением артистов и украсила свой скромный быт.
Я не стала реставрировать это фото, хотя хорошо умею это делать, чтобы сохранить аутентичность этой потрясающей истории.
А почти через 40 лет, в 1980 году Евгений Матвеев снимал в Воронеже фильм "Особо важное задание" про эвакуацию авиазавода, и мы смогли повторить путь, которым бабушка с детьми убегала из Воронежа.
Для массовки нужны были люди в одежде того времени. Мы были студентками архитектурного факультета и с радостью и интересом решили поучаствовать в съемках. Несколько автобусов привезли народ к понтонному мосту через Дон. Снимался эпизод "Переправа беженцев". Мы попали в середину толпы и должны были по команде лечь на мост, а в воду кидали с самолета пиротехнические бомбы, шум и брызги воды были как настоящие. Мы упали рядом с телегой, мост заходил ходуном, кони испугались взрывов, вздыбились и чуть не понесли. Было очень страшно, когда сверху на тебя летели черные бомбы, хотя мы понимали, что это всего лишь муляжи.
Потом объявили, что можно получить талончики за участие в съемке, которые в кассе обменяют на 3 рубля. Деньги для студентов немалые, но мы не стали давиться в толпе, решив, что участие в таком интересном процессе, как киносъемка, сама по себе награда.