Великий китайский файрвол — система онлайн-цензуры, которая блокирует ряд зарубежных сайтов и замедляет интернет-трафик, когда тот пересекает границу страны. Именно поэтому китайские пользователи не могут получить доступ к таким сайтам как Facebook, Twitter и YouTube.
В Китае, самое большое количество интернет пользователей находится под влиянием самой сложной системы интернет-цензуры в мире под названием “Золотой щит” (Великий китайский файрвол).
В Китае примерно 854 миллиона интернет пользователей, что почти в два с половиной раза превышает общее население Соединенных Штатов. Но для большинства этих пользователей, самые популярные сайты в мире оказываются недоступны благодаря сложной системе блокирования и сдерживания.
Эта система часто упоминается как “Великий китайский файрвол”, но это название официально не используется китайским правительством, которое проводит непрозрачную политику для контроля над интернетом. Но с того момента, как этот термин появился в статье Wired в 1997 году, он стал широко использоваться для описания законов и технологий, используемых для усиления интернет-цензуры в Китае.
Но так было не всегда. “Великий файрвол” стал появляться только спустя примерно 10 лет после отправки первого e-mail из Китая. После того, как Китай получил доступ в Интернет в 1994 году, в больших городах по всей стране сразу же стали появляться интернет-кафе. Правительство и первые интернет-пользователи сразу же поняли, что такой свободный поток информации может иметь большие политические последствия.
Правительство поняло, что необходимо действовать. И в 1996 году были приняты первые попытки контролировать Интернет.
Правительство в том же году издало распоряжение Государственного совета, названное “ Временные положения, регулирующие компьютерные информационные сети и Интернет”. Оно требовало, чтобы все прямые соединения с интернетом, проходили через международные порты, установленные Министерством почты и телекоммуникаций Китая, указывая что ни компания, ни отдельный человек не может устанавливать или использовать любые другие средства для получения доступа в интернет. Это послужило началом для дальнейшего укрепления контроля над интернетом в будущем.
В 1998 году, когда 2.1 миллион человек в Китае пользовались интернетом, правительство дало четко понять насколько серьезно оно относится к поведению в Интернете. В этом же году, китайский программист был отправлен в тюрьму за слив 30 тысяч китайских e-mail адресов американскому интернет-журналу “VIP Reference”.
Но правительство было снова напугано силой интернета в 1999 году. Фалуньгун — религиозное течение, считавшееся китайскими властями сектой, использовало Интернет для организации протестных акций, выведя суммарно 10,000 человек к главному управлению Коммунистической партии Китая в Пекине. Китайское правительство ничего не знало об этом заранее.
“Великий файрвол”, который существует на сегодняшний день — это работа не одного человека. Но когда речь идёт “виртуальной стене”, которая ограничивает доступ ко внешнему миру, обозленные китайские интернет-пользователи винят во всём Фан Биньсина — которого так же прозвали “Отцом Великого файрвола”.
Бывший профессор информатики в Харбинском политихническом университете, Фан Биньсин стал главным создателем проекта, который известен как “Великий файрвол” в далёком 1998 году, если судить по его интервью Global Times в 2011 году.
В открытом доступе крайне мало информации о том, как появился проект, но есть предположения, что он был разработан Технической группой реагирования на чрезвычайные ситуации в национальной компьютерной сети/Координационным центром Китая (National Computer Network Emergency Response Technical Team/Coordination Center of China (CNCERT or CNCERT/CC)). Организация, как сообщается, была создана в 1999 году под руководством Министерства промышленности и информационных технологий (Ministry of Industry and Information Technology (MIIT)).
Техническая группа реагирования на чрезвычайные ситуации в национальной компьютерной сети (CNCERT), была официально создана в 2001 году, но Фан Биньсин кажется, придерживается другой версии. На его странице на сайте Пекинского университета почты и телекоммуникаций, где он был главным с 2007 по 2013 годы, сказано что он начал работать в Технической группе реагирования на чрезвычайные ситуации в национальной компьютерной сети (CNCERT) в 1999 году.
С этого момента, контроль Интернета в Китае стал очевидной вещью. К тому моменту, как Google запустил китайскую версию своей поисковой системы в 2000 году, то она уже на тот момент была медленна, нестабильна и блокировалась в 10% случаев. В 2002 году Google был полностью заблокирован в Китае впервые, но всего лишь на девять дней.
Поисковая система Google была заблокирована снова в 2003 году. В этом году “Великий файрвол” начал свою работу, об этом рассказал Фан Биньсин в своем интервью Global Times.
Китай никогда официально не публиковал технических деталей о Великом файрволе, но исследователи по всему миру изучали эту систему и пришли к выводу, что эти методы включают в себя блокировку IP-адресов, DNS-атаки и фильтрацию определенных URL-адресов и ключевых слов в URL-адресах. Последний метод стал более сложен в применении благодаря набирающему популярность протоколу шифрования HTTPS.
Но как и Интернет, Великий файрвол — это сложная многоуровневая система, которая постоянно развивается. Это мешает людям снаружи файрвола полностью понять, как именно эта система работает. Исследователи пришли к выводу, что китайские механизмы блокировки часто меняются в ответ на различные ситуации и так же они могут меняться в зависимости от интернет-провайдера и региона.
На данный момент, число сайтов заблокированных в Китае уже достигло 10,000. Список содержит в себе такие социальные сети как Facebook, Instagram и WhatsApp; новостные сайты, такие как Bloomberg, The Wall Street Journal иThe New York Times; и популярные сервисы, такие как Dropbox и Google Drive (и вообще всё от Google).
В то время как многие люди и страны до сих пор недовольны идеей такой широкой интернет-цензуры, Китай стремится узаконить такую систему, продвигая идею «суверенитета киберпространства». Китай считает, что каждая страна имеет право “выбирать свой путь кибер-развития, модель кибер-регулирования и публичную политику в Интернете”. В прошлом году, глава Управления по вопросам киберпространства Китая сказал, что Коммунистическая партия Китая должна “осуществлять полный контроль над информацией, проходящей через китайскую часть интернета”.
На протяжении длительного времени, множество людей спорят что “Великий китайский файрвол” подавил инновации и креативность в Китае. Но так же говорится, что это помогло местным компаниям, устранив конкуренцию, приведя к быстрому росту местных гигантов, таких как Baidu, Tencent и Alibaba среди множества других уникальных технологических продуктов, которые обслуживают местных пользователей.
Те, кто всё же хочет получить доступ к заблокированным новостным сайтам или постам любимых звёзд в Instagram, могут прибегнуть к таким инструментам, как VPN для обхода Великого файрвола.
Тем не менее, процветающая технологическая экосистема Китая означает, что у китайских пользователей нет особых причин когда-либо покидать пределы киберпространства Китая и отчеты исследователей и новостных СМИ показывают, что большинство из них мало заинтересованы в этом.
Даже получая инструменты обхода блокировок бесплатно, китайские пользователи не заинтересованы в их использовании. Исследование показало, что почти половина из 1000 студентов Пекинского университета не использует бесплатные инструменты для обхода Великого файрвола, а даже те кто их использует, не проводят время за чтением запрещенных новостных сайтов.
Исследование 2014 года о блокировке Интернета и поведении пользователей показало, что даже при отсутствии Великого файрвола люди будут продолжать использовать местные сайты из-за культурных предпочтений.
Некоторые так же спорят, что Великий файрвол эффективен: он якобы способствует развитию самоцензуры. Опасения по поводу блокировки в Китае для сервисов, а для китайских пользователей, опасения того что к вам нагрянет полиция, заставляет людей не говорить на определенные темы или не искать определенные типы информации.
Но не смотря на всю свою сложность и эффект на поведение пользователей в интернете, Великий файрвол не безупречен. Даже его создатель Фан Биньсин открыто говорит о его проблемах. В интервью Global Times в 2011 году, он сказал что система отстает и нуждается улучшении. Причиной плохой работы, по словам Биньсина, является то что система не точна. Система фильтрует информацию, которая является вредной, но так же она фильтрует безвредную информацию.
“Файрвол отслеживает информацию и блокирует её всю”, — говорит Биньсин в своём интервью. “Это похоже на то, что пассажирам не разрешается брать воду на борт самолета, потому что наши рамки безопасности недостаточно хороши, чтобы отличить воду от нитроглицерина”.
Биньсин не единственный чиновник, который высказывается по этому поводу. Ху Сицзинь — редактор китайской государственной газеты Global Times, жалуется что ужесточение контроля над интернетом повлияло на его газету в преддверии 70-летия основания Китайской Народной Республики.
“Подавляющее большинство наших людей патриотично и любят партию с сильной политической убежденностью”, — пишет Ху. “Я полагаю, что у общества должен быть больший доступ к внешнему Интернету, что будет способствовать укреплению и зрелости общественного мнения, научных исследований и внешних связей Китая, а также национальных интересов Китая.”
Но нет никаких признаков ослабления контроля правительства над интернетом, поскольку иностранные сайты продолжают так же блокироваться в Китае. В июне этого года, Washington Post и Guardian были добавлены в список заблокированных сайтов. Еще один заметный случай — Twitch. Twitch — сайт игровых прямых трансляций, был заблокирован в сентябре 2018 года.
Но китайским пользователям не нужен Twitch, они могут использовать сервисы Douyu или Huya, еще двух бенефициаров Великого китайского файрвола.