Найти тему

Как игры помогут монетизировать власть.

#котенот #налоги #видеоигры #либертарианство

В последние время все больше людей, придерживающихся самых разных политических течений (за исключением может быть левых), осознают, что с таким явлением как налоги что-то не так. Основных претензий две: утилитарная и идеологическая. С чисто практической точки зрения практически все налоговые системы крайне не прозрачны и неподконтрольны гражданам: абсолютно не понятно куда конкретно идут те или иные деньги. Вторая проблема заключается в мотивировании людей эти самые налоги платить. Действительно очень сложно придумать рациональное объяснение тому факту, что человек должен отдать 30% честно заработанных им денег какими то людям, которые в лучшем случае не имели к этому никакого отношения, а в худшем активно мешали. С другой стороны любой труд, в том числе и труд гос. чиновников должен быть оплачен, а анархокапитализм даже среди либертарианцев все еще считается достаточно радикальным движением. Следовательно надо понять как еще можно обустроить прекрасный мир будущего без налогов как таковых, но с Левиафаном. И тут нам на помощь приходят как ни странно онлайн игры.

Источник: NAP www.youtube.com/watch?v=jR9QzDGjUQw
Источник: NAP www.youtube.com/watch?v=jR9QzDGjUQw

Давайте для начала поймем что есть государство (и забудем в рамках данной статьи про "теорию стационарного бандита"). Государство является не чем иным как монопольным поставщиком ряда услуг на некоторой ограниченной территории. В первую очередь это законотворческая деятельность и арбитраж (через систему судов), но так же ряд "социальных" государств берут на себя представление более бытовых услуг, таких как здравоохранение или образование (через гос. больницы и школы). Обычно эти услуги подают под соусом бесплатности (что очевидно не так), тем сам пытаясь легитимизировать в глаз граждан их монопольное положение на рынке. А вот законодательная и судебная власть чаще всего абсолютно безапелляционно приватизируется Левиафаном. Но сейчас не про это.

Так причем здесь игры, спросите вы. Все просто. В некотором приближении онлайн игры являются тем самым государством из нашего определения, где администрация является монопольным поставщиком (в рамках одной игры разумеется) ряда товаров и услуг для своих игроков. Далее мы рассмотрим ряд схем монетизации характерных для концепции "игры-сервиса" (game as a service) и посмотрим возможно ли их перенести на случай государство. И сразу скажу что open-source игры и игры чья разработка полностью финансируется на том же patreon, я сегодня оставлю за скобками.

-3

Первой в нашем списке идет самая старая модель pat-to-play, когда ты покупал игру и играл в нее сколько хочешь. И чисто теоретические можно придумать государство (или если будет угодно КЮ) только для миллиардеров (этакий элитный клуб), гражданство которого будет продаваться за большие деньги и этих денег хватит на финансирование небольшой и крайне эффективной бюрократической машины. Но в реалистичность такого сценария верится мало.

Далее идет подписка, долгое время являвшаяся единственной формой существования для онлайн игр. Как по мне подписка является самым реалистичным и наиболее простым для объяснение широким слоям населения вариантом замены налогов. По сути предлагается оставить только отчисления в различные фонды (такие как ПФР или ОМС) и заменить их на фиксированную сумму (заранее рассчитанную), а не процент с дохода. Хорошей особенностью такого подхода является его гибкость для государства. Оно может быть как единоличным монополистам на всех рынках, так и честно конкурировать с частным страховыми компаниями (а подписка по сути та же страховка). Единственное, что наверно подписка на "принтер" останется обязательной для всех при любых степенях свободы рынка.

-4

Микротранзакции. Сейчас это больная тема для игровой индустрии. Но в при переносе на государство все может работать не так страшно. В принципе при такая модель практически ни чем не отличается от предыдущей. За тем исключением что гражданам предлагается платить не за "страховку", а за каждую услугу, которую будет предоставлять власть. Например за каждое посещение врача или вызов пожарной охраны. Проблема опять возникает с законотворческой деятельностью и в этот раз с армией. Предположу что эти расходы будут равномерны включены в цену остальных услуг (при условии что государство монетизируется строго "микротранзакциями").

-5

И под конец порадуем социалистов. Free-to-play игры зарабатывающие на так называемых "китах". Киты - термин пришедший из биржевой торговли обозначает в крайней степени крупных игроков, способных за раз потратить космические суммы. Именно на обработка таких людей основная задача администраторов free-to-play проектах. Пока Киты донатят сотни тысяч долларов, остальные игроки в принципе могут играть не тратя не копейки. Можно ли провернуть такой финт в рамках страны? Технически можно. Если в вашей страну готовы инвестировать крупные игроки, вы можете легко заработать продавая им различные разрешения: патенты, лицензии и прочее. (речь здесь не про регуляции, а только про продажу привилегии). Можно пойти дальше по методичке для видео разработчиков и кроме привилегий продавать еще и инструменты для конкуренции, например честно выставив ценник на лоббирование. Я понимаю, что для многих такая идея покажется странной ведь это приведет к госмонополии. Но это не так, потому что нам(государству) не важно что бы на рынке зарабатывал кто-то конкретный, нас вообще кто сколько заработает волнует во вторую очередь. А в первую нас волнует то, сколько все игроки заплатят нам в казну, что бы потом благородно потратить эти деньги на наших граждан.

Источник: PocketGamerbiz www.youtube.com/watch?v=xNjI03CGkb4&feature=youtu.be
Источник: PocketGamerbiz www.youtube.com/watch?v=xNjI03CGkb4&feature=youtu.be

Разумеется в реальные страны (как и реальные игры) могут комбинировать разные методы из разных моделей. Разумеется в каждой модели требуется отдельно решать проблемы с "трагедией общин" и "безбилетниками". Но ведь эта статья не докторская по экономике, а личные наблюдения и некоторые предложения.

Если вам понравилось, не забудьте подписаться и поставить лайк. А еще зайти ко мне на стримы (вт, чт в 20.00 и утром почти каждый день) на Mixer: https://mixer.com/KotEnot, а также в мою группу в ВК https://vk.com/kottenott (где скоро будет весело)