Помните пословицу? Старый, что малый. Вырастив сыновей, незаметно вошел в возраст общения с внуками. Первый вырос шустрым, матёрым внучарой. Отношения наши близки к показанным в мультике «Маша и Медведь». Моему грандребенку скоро 5. Активность бешеная, идеи бьют фонтаном, мозг созидает, но руки рушат. Пока есть такая дисфункция. Часто вспоминаю анекдот: Уставшие гости: Какие у вас замечательные близнецы, шустрые, веселые! Хозяева: Он у нас один, только очень активный... В тяжелую пору пандемии, этого орла передали нам на изоляцию. Видимо, скрасить одиночество. И оно заиграло! Собака ищет 5 угол. Кошка вообще перешла на ночной образ жизни. Недавно играли в прятки. Открываю дверь шкафа. На нижней полке внук прячется от меня, на верхней забилась кошка, прячась от внука. Глаза её молили – не выдавай! Из любви к животным и внуку надо было что-то делать. Что-то полезное и старому и малому. Разум и опыт советовали - нужна совместная деятельность, которая укрепляет взаимопонимание, повышает авторитет наставника, развивает и позволяет обоим с пользой проводить время. Конечно, любая игрушка не на долго занимает ребенка, избалованного их количеством и ассортиментом. Нужна была плодотворная идея. И как всегда новое оказалось забытым старым – МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР который в принципе не менялся давно. За последние 50 лет ручаюсь.
С виду неказистый набор деталей творит чудеса.
1. Интересное и полезное время провождение, когда заняты руки и голова.
2. Ребенок учится новому в деле. Знания не абстрактны, а применимы и необходимы прямо сейчас. Ребенок развивается комплексно. От психологии и физиологии, до навыков общения и взаимоотношений в созидательной деятельности, то есть навыки социализации.
3. Развивается мелкая моторика, которая способствует формированию нейрогенных связей и развитию возможностей мозга, интеллекта.
4. Вырабатывается усидчивость, самоконтроль, умение ставить цели и решать задачи на пути к ней.
5. Развивается креативное мышление, фантазия. Которые вознаграждаются зримым результатом.
6. Ребенок постигает устройство мира, его законы.
7. Неказистость первых опусов полностью затмеваются гордостью, что «САМ СДЕЛАЛ» и осознанием, что один бы не справился. То есть растет ваш неформальный авторитет. Может впервые он осознает, что вы передаете ему необходимое, нужное ему в данный момент позарез.
Не буду утомлять дальнейшим перечислением факторов полезности. Лучше поговорим о технологии. Начать лучше со среднего комплекта. Самый простой рассчитан на то, что его соберет ребенок 1-4 класс практически самостоятельно, под руководством учителя, а вам надо вместе делать дело. Но не гонитесь за сложностью. Иначе собирать будете вы, а ребенок наблюдать. Золотая середина. Все такие конструкторы в принципе одинаковы. Отлично подойдут простые, отечественные, недорогие. Так что затраты потянут все. Советую выбирать перспективного производителя который выпускает много наборов и главное, продает отдельные детали по каталогу! Если дело вас увлечет - это очень важно! Так как в этом случае нет предела фантазии, и модели могут становиться всё сложнее, функциональнее, интереснее.
Технология сотрудничества поколений.
1. Внимательно рассматриваем конструктор, детали, показываем, как они соединяются, чем отличаются. Даем попробовать, учим пользоваться инструментом. Держите баланс самостоятельности и помощи, может потерять интерес из-за сложности или того, что вы работаете – он ждет результат. ( инструмент в комплекте всегда не очень, но отвертка и ключик на 7 есть дома и купить можно. Объясняем, что вот так же все и делается из отдельных деталей – ПО ЧЕРТЕЖУ!
2. Выбираем первую поделку. Он будет за самое трудное! Объясняем, как это нелегко и надо научиться. Предложите соединить две планки – пусть убедится. Предложите свой вариант. Максимально простой, но функциональный, для того, что подойдет к любимым игрушкам! Домик есть? К нему Лестница! Гараж? К нему стеллаж для колес, а потом шлагбаум! Представляете?
3. По чертежу подбираем детали. Для этого нужен счет, умение определить деталь на чертеже и найти такую же в комплекте ( считаем детали, «дырочки», учимся пространственно мыслить, сравнивать, дифференцировать, выбирать по признакам которые самостоятельно определили.
4. Продумываем этапы работы. С чего начать, последовательность, знакомимся с «понятием технология сборки» Попутно объясняем рабочие и инженерные профессии, какие станки нужны и для чего, как они работают.
5. Начинаем работу. Мелкие детали, учимся завинчивать по часовой стрелочке, а отвинчивать - против. Иногда экскурс к часам и времени. Понимаем, чем одно соединение отличается от другого. Мы можем соединить и легко разъединить, а если сбить или склеить – то это уже не разъединить.
6. Учим работать внимательно по чертежу – все ступеньки лестницы как крепим? Под или над планкой – следим. Аккуратно, терпеливо помогаем, если ребенок устал и теряет терпение. Главное не перейти тому, что ребенок пассивно наблюдает. Если не сам делает, то «помогает». Терпите!
7. Оцениваем результат, сверяем с чертежом. Всячески поддерживаем радость – сам! Очень нужная вещь, достойная выкладке в сети родителям и друзьям.
8. Особенно первое время важно за сеанс собирать модель от начала и до конца.
Это позволит контролировать время. И дает ребенку максимум удовлетворения, результат он может тут же применить в игре, что повысит ценность сделанного в его глазах и стимулирует дальнейший интерес к занятиям.
9. Ценность таких конструкторов дешевизна, простота элементарных деталей, безграничные возможности креатива, применения. Пропадает интерес к сделанному? Начинаем креативить. Простая лестница падает? А как сделать, чтобы цеплялась и не падала? Усовершенствуем! Стеллаж же нужно передвигать? А давай колесики приделаем?
10. Лучше всего чтобы модели имели применение вместе с другими игрушками. Можно сделать прицеп к любимой машине, подъемник, манипулятор, кран. Поверьте н одна самая красивая игрушка не даст тех эмоций, когда сам! Можно купить недорогую игрушку и с помощью конструктора что-то доработать, добавить.
11. Модели могут быть все сложнее. И, кто знает, может проснется в вашем внуке будущий главный конструктор, который заявит «Люблю фантастику в чертежах», а кто-то увлечется другим, но полезные навыки и умения, накопленный жизненный опыт останутся.
Если ваше совместное творчество получит развитие вы вспомните, что детали у некоторых производителей можно покупать отдельно. Кроме того, я быстро расширил их ассортимент за чет крепежа из обычного строительного магазина. Конструктор, как правило, имеет все отверстия на 4 мм. Так что все крючки, винты М4, с разными головками и длиной, шпильки, оси, гайки, шайбы, ГРОВЕРЫ! Очень помогут в местах, где полезно усиление. И еще кучу всего можно применить в дело. Сверло вам в помощь. Можно и профиль металлический использовать для некоторых моделей! Тут, границы возможного, совпадают с границами вашей совместной с внуком фантазии. Идей в интернете тьма, от самих производителей, до увлеченных этим делом, которые собирают просто умопомрачительные вещи. Вплоть до робототехники! Большинство конструкторов, даже разных производителей сочетаются и могут дополнять друг друга. Возможна модернизация любой модели от простейшей к сложной.
ВАЖНЕЙШИЙ МОМЕНТ! Всё, что полезно детям для развития ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО ПОЖИЛЫМ для поддержания мозговой деятельности, а в неврологическом плане мелкая моторика просто целительна. Просто старайтесь не переутомляться. Я уже не говорю, как полезны эмоции от такого общения с внуками, и они на всю жизнь запомнят эти моменты своего детства. Это так же важно, как общение с вами на прогулке, рыбалке, в лесу, на празднике. Будьте здоровы и счастливы! Долгих лет активной жизни - внуки вам в помощь.
Помощь в творчестве, поиске идей, интересные модели и проекты легко можно найти в интернете. Помните, что массу деталей можно придумать самому - приспособить имеющиеся в продаже. Вплоть до применения в соединениях канцелярских люверсов. Полезный сайт любителей конструкторов https://metalconstructor.wordpress.com