Найти тему
Обнимая жизнь

Самый памятный день 9 мая – праздник из детства

В канун 9 мая невольно задумалась. Столько различных акций проводится сейчас ко Дню Победы. Мы учим детей поклонению подвигу предков. А что действительно остается у них в душе? Вызовут ли праздничные гуляния и салюты, гордость за Родину? Станет ли, например, бессмертный полк ярким потрясением? Трудно предугадать, что отложиться в памяти и найдет отклик в душе ребенка.

У меня с праздником Победы связаны два самых ярких воспоминания детства, Жила я в небольшом провинциальном городе Кузнецке Пензенской области. Каждый год под звуки духового оркестра 9 мая по центральной улице города военные проносили еловую гирлянду, перевязанную красной лентой. И за ними следом мы всей дворовой ватагой всегда шли на городское кладбище.

Там возлагали эту гирлянду к памятнику на братской могиле. Проходил митинг. А потом из винтовок гремел военный салют. И это было очень волнительно, и немного страшно. Не помню, были ли потом какие-то народные гуляния или нет. Тогда нам это было неважно, самое главное мы увидели.

А вот торжественные мероприятия, посвященные 30-летию Победы, оставили настолько яркие воспоминания, как будто было вчера. В Кузнецке к этой дате приурочили открытие замечательного мемориала - Холма воинской славы.

Кузнецк – город небольшой, в 1941 было чуть более 50 тыс. жителей. Но в городе была сформирована 345-ая стрелковая .12 тыс. кузнечан воевали в Великую Отечественную войну. В Кузнецке были расположены 4 госпиталя. Сюда эвакуировали промышленные предприятия. Здесь дислоцировались истребительные части.

Наша школа была рядом с местом строительства. Место было выбрано очень живописное. Называли этот холм с березовой рощей Мары. Посмотреть на стройку мы бегали часто после уроков.

Тот день 9 Мая был особенно волнителен. Погода стояла солнечная теплая. И практически весь город шел на Мары к новому памятнику. Отправились туда и мы. Уже на подходе к Холму Славы возникло чувство неловкости от того, что у нас нет собой цветов. Так хотелось положить их к вечному огню. Но где же взять цветы?

И тут мы увидели, как через забор свесились ветки цветущей сирени. Можно было нарвать. Где-то глубоко в душе возник протест. К вечному огню принести «сворованные» цветы?! - А давайте попросим, может нам дадут сирень. И постучали в калитку. Дверь открыла женщина. Когда услышала нашу просьбу, немного удивилась. Но, услышав для чего нам сирень, разрешила нарвать букет.

До сих пор помню, как поднималась по ступеням Холма Славы, читала фамилии, выбитые на мемориальных досках. И как радостно было от того, что мы принесли цветы и положили свой букет к подножию памятника у вечного огня. И вот эта радость, счастье жизни, сознание правильного хорошего поступка, трепет перед подвигом людей в годы войны, остались со мной на всю жизнь!

Суметь бы еще это предать нашим детям и внукам!