Александр Михайлович Василевский прожил долгую жизнь и оставил довольно интересные мемуары. Про товарища Сталина он всегда высказывался осторожно. Пожалуй, вершиной его критики была деликатная фраза о первых днях войны и "неожиданном" нападении врага на Советский Союз. Фраза звучала так:
- Сталин переоценил возможности дипломатии.
Впрочем, известно, что война - это та же дипломатия, только другими средствами.
Маршал Василевский некоторое время был начальником Генерального штаба. А с лета 1944 года он осуществлял не только координацию, но и непосредственное руководство наступлением в Прибалтике.
"Во время боев за Прибалтику со мной приключилось не совсем приятное происшествие",- написал маршал в своих воспоминаниях.
Вечером он добирался с КП к маршалу Баграмяну. Ехали неспешно, а навстречу их машине вдруг выскочил "виллис". На огромной скорости "виллис" врезался в машину Василевского. Сам маршал и его подчинённые, офицеры и шофёр, просто вылетели из автомобиля - так силён был удар. Ни остановиться, ни свернуть они, увы, не успели. За рулём "виллиса" был молодой офицер, по званию - младший лейтенант.
Александр Михайлович с трудом поднялся на ноги. Сильно болела голова и бок, он был оглушён. Впоследствии оказалось, что у него сломаны два ребра. Выяснилось это только через месяц, когда маршал прилетел в Москву и смог сделать рентген.
А вот младший лейтенант не пострадал, несмотря на свою экстремальную манеру вождения. Но он узнал маршала и был бледен, как полотно.
Молодой офицер протянул Василевскому свой пистолет и взволнованно сказал:
- Товарищ маршал, расстреляйте меня, я этого заслуживаю.
Лейтенант показался Василевскому пьяным.
Александр Михайлович строго приказал младшему лейтенанту, чтобы тот немедленно убрал оружие, отправился в свою часть и подробно доложил о происшествии.
Уже к ночи маршал и его спутники прибыли в своё расположение. Десять дней Василевский провалялся в управлении группы, практически не вставая с постели и мучаясь от боли. Но время поджимало, и он включился в работу и начал ежедневно выезжать в войска, на передовую.
Вскоре ему пришло уведомление, что командование приняло решение отдать младшего лейтенанта под трибунал. Тут и вступила в работу Костромская духовная семинария, которую в своё время окончил Василевский.
Он тут же всё разузнал о молодом офицере. Оказалось, что тот - командир фронтовой роты разведки и отличился в боях своей храбростью. Он не был пьян в момент катастрофы - просто очень устал и потрясён случившимся.
Маршал тут же вступился за разведчика, которому грозил, возможно, расстрел. Офицер вернулся к своей разведроте и блестяще выполнил боевое задание. А вскоре был удостоен звания Героя Советского Союза.
Хорошо, что маршал нашёл время вступиться за молодого разведчика. А ведь в 1944 году обстановка на фронтах была такая, что маршал даже попрощался с двумя своими сыновьями - Юрием и Игорем. Войну маршал окончил одним из последних - в сентябре 1945 года на Дальнем Востоке.