Одна из важнейших стратегий в обучении детей с аутизмом, особенно в обучении по школьной программе – это «прайминг». Эту методику можно применять при обучении любому школьному предмету, она также подходит детям и подросткам любого возраста.
Прайминг особенно важен аутичным детям, потому что из-за аутизма у них могут быть проблемы с переходами к новой деятельности, также им может быть сложно адаптироваться к чему-то новому и непривычному. Совсем новые задания могут вызывать у них тревожность и сопротивление.
Прайминг – это подготовка, «знакомство» ребенка с новым заданием до того, как он начнет его выполнять. Можно назвать прайминг «предварительным обзором» нового задания или попыткой «внутренне настроиться» перед новой учебной темой.
Зачем детям с аутизмом нужен прайминг?
- Для того, чтобы обучение стало более предсказуемым – многие дети с аутизмом стремятся к предсказуемости.
- Чтобы повысить вероятность того, что, приступив к новому заданию, ребенок будет успешен – это повысит мотивацию ребенка и уменьшит сопротивление обучению.
- Для уменьшения тревожности и стресса. Дети с аутизмом могут сильно беспокоиться из-за всего нового и неизвестного. Чем меньше ребенок нервничает, тем больше усилий он направит на учебу.
Во время прайминга ребенок не выполняет новое задание, но знакомится с материалами, которые будут использоваться, с планом урока или с расписанием по выполнению задания. Прайминг – это НЕ объяснение новой учебной темы, это предварительное «знакомство» с тем, что тебя ожидает. Праймингом с аутичным ребенком может заниматься учитель, родители или даже ровесник.
Прайминг проводится с ребенком отдельно перед занятиями утром или в начале урока, чтобы ребенок понимал, чем и в какой последовательности он будет заниматься в течение дня или в течение урока. Родители могут заниматься праймингом с ребенком вечером накануне учебного дня, если у них есть расписание, план уроков и/или образцы материалов от учителей.
Ниже приводится несколько примеров прайминга:
- Просмотреть листы рабочей тетради.
- Бегло просмотреть главу учебника.
- Прочитать краткое содержание новой темы/план урока.
- Ознакомиться с образцом/другим вариантом теста.
- Использовать визуальное расписание урока или список отдельных задач в задании.
- Практика в использовании новых принадлежностей.
- Знакомство ребенка с конечным продуктом задания.
- Знакомство с образцами выполненного задания.
На основе материалов организации Organization for Autism Research.
Поддержать людей с аутизмом и их близких в России можно по ссылке: https://autism.help