Найти тему

Парадокс Ферми и шестиклассница

фото автора
фото автора

« Я верю во все, что могу себе представить, Петер. В волшебников, в Господа Бога, в дьявола, в привидения…в летающие тарелки… Раз человеческий мозг может все это вообразить, значит, все это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?»

Братья Стругацкие «Отель «у погибшего альпиниста»

Этот четверг, увы, не был рыбным днем, как в старые добрые времена. Нет, он выдался зверски загруженным деньком, без единой свободной минутки. И закончился неожиданным подтверждением давно известного факта: «Устами ребенка глаголет истина». Но обо всем по порядку.

С утра честно и самоотверженно трудилась – проводила семь уроков физики и один, последний – астрономии. Предметы немного «не мои», но молекулярную физику люблю. Поэтому самозабвенно декламировала Лукреция Кара: «Видеть нам эти тела запретила природа ревниво». Периодически я еще переключалась на электромагнитные волны и устройство колебательного контура.

Вот и последний, восьмой по счету, урок. На нем- то все и пошло не так. Едва я набрала в грудь воздуху, чтобы на … не знаю, каком дыхании изложить про черную дыру в центре галактики, как увидела руку, поднятую для вопроса.

- Да, Влад, пожалуйста, спрашивай!

- А ВЫ ВЕРИТЕ В ИНОПЛАНЕТЯН?

Первая мысль – смущает слово «верить». Ассоциируется с верой в Бога, но не с пришельцами. Но вопрос задан. Собираюсь с мыслями и довольно толково излагаю парадокс Ферми и его возможные причины.

При этом благодарю в душе советскую школу за ее стремление воспитать всесторонне развитую личность и привитую с детства любовь к чтению. Урок вышел импровизированный, но интересный.

Собираюсь и еду домой. Вот тут-то и «пошел процесс» - накатила усталость, головокружение, тошнота. Плюс к этому – мозги, работающие со скоростью бетономешалки и с ее же эффективностью. Все в голове смешалось. Черная дыра затягивала атомы и молекулы. Все это наблюдал Демокрит, простирая руки вверх в жесте отчаяния. Зеленые человечки собирали колебательный контур, а Влад подавал им соединительные провода. На зеленых человечков охотился (с сачком) Энрико Ферми, периодически восклицая: «Ну и где же вы!».

«Все, крыша течет и ремонту не подлежит!» - подумала я. Дом, милый дом. Чай, много горячего, сладкого чаю и хотя бы пятнадцать минут сна. Больше не получится – вечером я репетитор и буду вести свои занятия. По своему собственному расписанию.

К шести вечера удалось собраться. Встречаю свою ученицу – шестиклассницу Диану. Будем сегодня чертить координатную прямую, и отмечая на ней числа – положительные и отрицательные. Ну и ноль, конечно, куда же без него? Это легко. Это очень легко, черт побери, по сравнению с тем, что было днем! Сижу, объясняю. И тут, в процессе занятия, насмотревшаяся телепередач Диана выдает « А ВЫ ВЕРИТЕ В ИНОПЛАНЕТЯН?».

… Приехали. Так, парадокс Ферми не подойдет – возраст не тот. Поэтому говорю ей так осторожненько: «Научно пока ничего не доказано. Мы не знаем, есть ли жизнь, особенно разумная, где-нибудь еще, кроме нашей планеты. Хотя на эту тему люди написали много книг и сняли фильмов». На что получаю ответ: «Но ведь все, что человек может на фантазировать, где-то реально существует? Иначе, зачем нам мозги?».

На этом я выпадаю в осадок. Даже не помню, что я ей отвечала – жалкий лепет. Вот и вышло, что устами младенца (пусть не совсем младенца в данном случае) глаголет истина, а философы к концу жизни приходят к выводам, которые дети знают интуитивно.

…Перед тем, как распрощаться до следующего занятия, девочка помогла мне примерить Томасу новенькую, только что купленную шапочку (это на фото). Плох тот преподаватель, который не имеет хобби, а у меня хобби есть – это мои любимые йорки! Прогулки, кормления и прочее общение с чудесными созданиями помогают мне справиться с перегрузками, с усталостью и стрессом…А ВЫ ВЕРИТЕ В ИНОПЛАНЕТЯН?

PS: Парадокс Ферми( формулировка из википедии): «С одной стороны, выдвигаются многочисленные аргументы за то, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны или ошибочны».